Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание упрощённых моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знания.
Существует мнение, что «содержанием педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем». Одним из основных этапов этого процесса можно назвать моделирование. Термин «моделирование» в педагогику вошел из технического знания. Там он означал создание опережающей модели того, что затем будет сделано в натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения, выявление всё большего числа факторов, влияющих на эти процессы, делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Поэтому педагогическая наука вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов педагогического процесса, действий и состояний его участников. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.
Обобщив опыт технического моделирования, преломив его через педагогическую науку, В. С. Безрукова выделяет общие принципы и порядок моделирования любых педагогических актов .
Принципы педагогического моделирования.
- Принцип человеческих приоритетов - центральным звеном модели является человек, ориентация на его личностные особенности, перспективы его развития. Это принцип гуманизации и природосообразности.
- Принцип саморазвития моделируемых систем означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. В педагогике практически невозможно создать очень точную статическую модель, потому как педагогическая деятельность - творческая, предполагает взаимодействие между людьми, каждый из которых - индивидуальность, требующая особенных подходов и методов воздействия.
Эти основные принципы определяют педагогическое моделирование, на их основе разрабатывается порядок создания модели.
Таблица 2
Порядок действия по моделированию педагогического объекта
Подготовительная работа |
Разработка модели |
Проверка качества модели |
1.Анализ объекта моделирования 2.Выбор формы модели 3.Теоретическое обоснование моделирования 4. Методическое обеспечение 5.Пространственно-временное обеспечение 6.Материально-техническое обеспечение 7. Правовое обеспечение моделирования |
8. Выбор системообразующего фактора 9. Установление связей и зависимостей компонентов 10.Написание документа |
11.Теоретическое экспериментирование модели 12.Экспертная оценка 13. Корректировка 14. Принятие решения об использовании |
Педагогическое моделирование является связующим звеном педагогической теории и практики. Педагогическая теория рассматривается как инструмент моделирования (М.И. Махмутов, С.Ф. Занько, Ю.С. Тютюнников). Она может быть взята непосредственно как модель, т.е. целевая идея, а может быть только источником её формирования.
Первичной качественно-описательной моделью специалиста является его профессиограмма, которая определяется как всестороннее описание профессии, включающее в себя социально-экономические, производственно-технические, санитарно- гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности человека. Ядром профессиограммы является психограмма профессии – описание тех требований, которые конкретная профессиональная деятельность предъявляет к психологической сфере личности.
Большое внимание в профессиографии уделяется рассмотрению профессионально важных качеств. Исследователи ПВК по-разному подходят к их классификации. Так, Ильина Т.А. выделяет абсолютно обязательные, очень важные и желательные. Качества, связанные с состоянием здоровья, исследователь относит к абсолютно обязательным. Ко второй группе можно отнести идейную убежденность, интерес к профессии, принципиальность, дисциплинированность, владение эмоциями, творчество, находчивость, терпение и т. д.
По мнению Е. А. Климова, «наиболее значимой является содержательная сторона личности: отношение к людям, обществу, труду, степень ответственности, инициативность, трудолюбие. Она может компенсировать недостаток специальных способностей, стимулировать развитие ряда профессионально важных черт».
Материалы по педагогике:
Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном
процессе
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздейст ...
Изучение системы развивающего обучения на основе работ
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...
Методика построения педагогического эксперимента
На данном этапе исследования перед нами стояли следующие задачи: Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей. Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в ...