Методические рекомендации
Вариант 1
В начале урока школьники кратко повторяют сведения о размножении животных, о значении этого процесса в их жизни. Затем учитель говорит, что с особенностями размножения и развития рыб учащиеся познакомятся при просмотре телепередачи. Лучшему восприятию ее содержания помогают предложенные перед просмотром вопросы: как размножаются рыбы? Каковы особенности развития рыб? В чем проявляется забота о потомстве у рыб? Какое значение она имеет в их жизни?
В заключение беседы учителю следует дополнить и обобщить ответы школьников, отметив существенное: 1. Рыбы —раздельнополые животные, они характеризуются наружным оплодотворением. 2. Самка речного окуня выметывает более 300 тыс. икринок на водные растения. 3. При благоприятных условиях из оплодотворенной икринки развивается многоклеточный зародыш. 4. Из зародыша развивается личинка, а затем малек. 5. Для некоторых видов рыб (колюшка, горчак и др.) характерна забота о потомстве, которая способствует их лучшей выживаемости. 6. Для охраны рыб необходимо знать особенности их размножения и развития.
Вариант 2
В начале урока проводится проверка знаний по вопросам, приведенным в конце § 39.
Перед изучением нового материала о размножении и развитии рыб целесообразно вспомнить о значении процесса размножения в жизни животных (например, гидры, майского жука). Далее учитель рассказывает об особенностях размножения рыб на примере речного окуня согласно плану: 1. Отличия самки от самца. 2. Время и место размножения. 3. Наружное оплодотворение. 4. Характер нереста, число откладываемых яиц. 5. Особенности развития. В процессе изучения нового материала целесообразно использовать рисунки 81, 82, 83 учебника.
Затем учителю следует рассказать, что окунь откладывает более 300 тыс. икринок, однако не из всех развиваются мальки. Много оплодотворенных икринок гибнет от неблагоприятных условий: низкой температуры, недостатка кислорода, хищных животных и т. д. Поэтому большое число выметанных икринок— приспособление, обеспечивающее сохранение потомства.
Другие рыбы выметывают сравнительно мало икры, например трехиглая колюшка и морской конек, у которых выражена забота о потомстве.
Учителю нужно обратить внимание школьников и на то, что в период размножения многие рыбы образуют большие стаи и мигрируют в наиболее благоприятные для нереста места. Осетр и лососевые из морей направляются в реки. Речной угорь, наоборот, живет в реках, а нерестится в Саргассовом море. Эти рыбы называются проходными, для них характерны длительные миграции к местам, благоприятным для размножения и развития молоди.
Материалы по педагогике:
Что такое деловые игры
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. К этому определению необходим ...
Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...
Требования к образованному человеку
Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной ...