Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Материалы о педагогике » Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи » Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Страница 5

В отличие от Руссо И.Г. Песталоцци наоборот считал необходимым и обязательным раннее обучение детей правильной речи, говорил о необходимости "не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию".

Причиной недостатков детской речи К.Д. Ушинский называл слабое развитие внимания у ребенка, отчего может быть "речь его очень отрывиста и бессвязна, выговор слов плох". Другой причиной неправильной речи ребенка, по его мнению, может являться то обстоятельство, что овладевая языком взрослых, он еще не вырос до этого языка, и потому "множество слов, употребляемых ребенком, еще не сделалось его духовным достоянием".

К числу недостатков детской речи великие педагоги, как указывалось выше, относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фразовой речи, недостатки использования выразительных средств, а также "излишне гладкое пустоговорение". В связи с этим настоятельно подчеркивается значимость воспитания содержательности речи и разумного пользования ею детьми.

"Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать", - писал Коменский. И предупреждал, что учить ребенка "только умению говорить и не учить вместе с тем понимать - это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение". Две особенности, по его мнению, решительно отличают человека от животного: разум и речь. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы.

В.Ф. Одоевский, чтобы предупредить детскую болтливость рекомендовал следить за своей речью с детьми, чтобы она была четкой, простой, краткой, без рассеянности и небрежности.

К.Д. Ушинский настоятельно требовал бороться с детской болтливостью. "Всякие упражнения речи, - писал он, - не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее".

В целях воспитания правильной во всех отношениях устной речи детей К.Д. Ушинский рекомендовал выделять в каждом классе ежедневно 10-15 минут, чтобы приучить детей "к особенно ясному, отчетливому, слогораздельному произношению каких-либо небольших, вполне ими осознанных фраз; причем должно наблюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффективно". Тогда ученики привыкнут к ясному слогораздельному произношению фраз, и учителю не придется бороться с дурным произношением детей, "которое по большей части является причиной и дурного правописания".

В конкретные, обязательные задачи наставника Ушинский включал необходимость исправления недостатков детской речи, пополнение словарного запаса ребенка и обучение его грамматически правильной речи.

В работах прогрессивных мыслителей рефреном звучит указание о необходимости определенной системы обучения детей правильной речи. В основе формирования такой речи должны лежать последовательно усложняемые и систематические упражнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов
С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или млад ...

Статистическая обработка данных исследования по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе
Цель контрольного этапа - определить эффективность методов и приемов формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. На контрольном этапе для диагностики уровня сформированности познавательного интереса учащихся определялся тем же критериям, что и на н ...

Методы стимулирования поведения
Стимулировать(лат.— возбуждаю, поощряю) — значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять. В своей работе я использую такие методы стимулирования: Поощрение— метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. ...

Навигация