Речь воспитателя должна обладать следующими качествами: простотой, выразительностью, эмоциональностью, внятностью, убедительностью, последовательностью. Очень ошибаются, указывал Одоевский, те, кто полагает, что разговоры с детьми не требуют с их стороны особенного искусства, что тут все дело в хорошем намерении и ценном содержании, а не в способе выражения.
Вопросы к детям должны быть достаточно просты и ясны, "но не настолько, чтобы в них заключался готовый ответ, и ребенку не над чем было подумать". Система вопросов к детям должна помочь научить их правильно отвечать. При этом вопросы должны быть поставлены так, чтобы ребенок "не мог ответить каким-нибудь одним словом, а должен был бы непременно для ясности смысла сказать в ответ целую правильную фразу". Это связано с тем, что, по наблюдениям Одоевского, дети говорят обычно неясно и сбивчиво, торопятся передать свою мысль как-нибудь, не заботясь о точности и правильности выражения.
Одной из форм исправления неправильностей детской речи является система встречных и наводящих вопросов, чтобы ребенок самостоятельно нашел ошибки в своей речи "посредством собственного размышления и соображения" и чтобы он сам себя исправил.
Одоевский считал необходимым, чтобы воспитатель, развивая речь детей, добиваясь от них речи неторопливой, обдуманной, последовательной, точной, внятной, ясной, полной, грамотной, - сам давал образец правильной речи и тем самым способствовал воспитанию ее у детей.
Наряду с хорошим слуховым вниманием и речевым слухом для формирования правильной речи у ребенка должны быть достаточно совершенны произносительные возможности: состояние и подвижность органов речи.
Если суммировать представления великих педагогов о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как: ясность, отчетливость и правильность произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматическую правильность, простоту и краткость выражений; эмоциональную выразительность, достаточную громкость, уверенность и уместность использования жестикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.
"Ребенок, - писал Ж.Ж. Руссо, - должен уметь говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произносить точно и без аффективности, знать и соблюдать просодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем нужно. Голос должен быть и в речи, и в пении верным, ровным, гибким и звучным".
Красота речи, по мнению М.В. Ломоносова, заключается "в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного". Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и "от обхождения с людьми, которые говорят чисто". "Чистому штилю" способствует прилежное изучение правил грамматики. Великолепию слова способствует "выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц". Силе слова помогает "старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают". "Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей".
В разной степени авторы указывают на возможные недостатки детской речи. Я.А. Коменский, например, обращает внимание на возможные задержки формирования правильной речи у некоторых детей, несовершенство детской речи в виде картавости, неясности произношения.
Ж.Ж. Руссо, пытаясь объяснить возможные задержки речевого развития у детей, видит их причину в "той стремительности, с которой учат говорить прежде времени детей". А отсюда, по его мнению, дети не понимают в полной мере того, что им говорят взрослые, а взрослые не вполне понимают то, что хотят сказать дети. От излишней торопливости в обучении речи детей у них "нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить".
Несмотря на некоторую путаницу в объяснении раннего обучения речи детей как причины задержки речевого развития, Руссо, тем не менее, верно замечает, что задержка речи у детей отражается впоследствии и на ясности их произношения. "Дети, начинающие говорить слишком поздно, никогда не говорят так отчетливо, как прочие". Руссо также верно подмечает, что причиной позднего развития речи у детей может быть неразвитость ("неуклюжесть") их органов речи. "Их орган не потому остается неуклюжим, что они поздно заговорили - напротив, они и потому начинают говорить поздно, что родились с неуклюжим органом".
Материалы по педагогике:
Анализ результатов изучения нарушений произношения у дошкольников со
стертой дизартрией
На основании проведенного обследования произносительной стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии по методике О.Е.Грибовой выявлены следующие результаты Рис. 1 Результаты обследования Даниила З На Рис. 1 показано, что развитие произносительной стороны у обслед ...
Роль родителей в контроле за успеваемостью школьников
Главная трудность детей– их желание познавать новое и самосовершенствоваться. Однако нельзя в двух словах объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо в школе, пока у него не сформируется понимание, пока не возникнет желание делать так, как ему говорят старшие. Это уже проблемы воспитания, ...
Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия
Образование и связанное с ним воспитание представляются важнейшими составляющими развития современной России. Образование нельзя оторвать от других составляющих ноосферной реальности, потому что конечной целью образовательного процесса и служит постижение этой целостной биосферно-ноосферной реально ...