Анализ программы «технология»
1.Общие сведения о программе и разделе:
Раздел: технология обработки конструкционных материалов.
На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю.
Автор: Б.И. Орлов
2.Цели и задачи изучения данного раздела.
Цели:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услугу в условиях ограниченности ресурсов и свободного выбора;
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках жизненных целей;
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи:
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
3. Ознакомление с основами изготовления различного рада изделий;
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
5. Обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий;
6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
7. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
3.Связь целей изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся.
Цель изучения данного раздела – ознакомить школьников с наиболее распространёнными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологиями их обработки, а также сформировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
4.Тематический план изучения раздела.
Тематический план
6 класс
№ занятия |
Подразделы и темы |
Количество учебных часов | |
подраздел |
тема | ||
1-2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12-13 14-16 17-24 |
Технология обработки древесины Технология токарной обработки древесины (продолжение) Разработка конструкции изделия и технология изготовления его деталей Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки Сборка изделия и его отделка Элементы машиноведения Общность механизмов различных станков Устройство токарно-винторезного станка Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка Технология обработки металла Виды сталей. Понятие о термообработке Технология токарных работ по металлу Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы Технология фрезерных работ по металлу Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла Проект (комплексный: информационные технологии, культура дома и обработка материалов) |
12 4 16 16 |
4 2 4 2 2 2 2 2 2 4 6 |
Итого |
48 |
5.Анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа и приёмов по каждому выделенному критерию.
№ |
Дидактический принцип |
Критерий анализа |
Пример из программы |
1 |
Связи теории и практики |
· Наличие общетехнических и специальных знаний и опора на них в процессе выполнения практических работ; · Опережающий характер получаемых знаний по отношению к практическим умениям; · Наличие работ творческого характера, синтезирующих знания и умения по различным сферам трудовой деятельности. |
Общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Свойства материалов необходимо учитывать при их обработке. Придание конструкторским материалам вид готового изделия. |
2 |
Принцип научности |
· Включение в содержание подготовки учащихся основ соответствующих разделов фундаментальной науки; наличие сведений о методах познания фундаментальной науки; · Разработка тем и разделов программы в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии производства; · Отражение в содержании программы продуктивных научных и технологических идей перспективного характера; · Включение сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теорий; · Использование научной терминологии, требований ГОСТа. |
Включены знания из геометрии, физики, химии, информатики . При разработке тем учитываются технологии токарных, фрезерных работ по металлу и древесине. Новые виды сплавов, изобретение новых устройств. Понятие о технологическом процессе и его элементах. Роль техники и технологии в развитии человечества. Учитывается при построении чертежа. |
3 |
Принцип доступности |
· Достаточность времени, выделенного учебным планом, на усвоение материала программы и отдельных ее тем; · Выполнение дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложному, от малого к большому, от легкого к трудному; · Соответствие структуры и последовательности тем программы психологическим особенностям и возможностям учащихся. |
На 3 года выделяется 148 часов. Ознакомление с чертежом и дальнейший переход к обработке. Темы программы расположены таким образом, что у школьников не возникает затруднений. |
4 |
Принцип системности и последовательно-сти |
· Структура обучения отражает систему науки, сохраняя присущую ей логику и систему знаний; · Последующие знания опираются в обучении на предыдущие; · Постепенное усложнение теоретического и практического материала; · Равномерность распределения объема материала по темам; · Учет в программе межпредметных и внутрипредметных связей, отсутствие дублирования материала. |
Структура тем логична. Знания накопленные за 5,6 классы применяются в 7. Объем материала строго разбит по темам. Сложность и количество знаний соответствует времени. Материал не повторяется, а накапливается. |
Материалы по педагогике:
Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном
процессе
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздейст ...
Организация в школе дней, недель, декад химии
Дни, недели, декады химии проводятся в школе с целью пропаганды химических знаний среди учащихся. Это не только и не столько популярные лекции, занимательные беседы. Это своеобразные праздник науки, подводящий итоги всей внеурочной работы по химии за продолжительный период. Проводятся эти мероприят ...
Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...