Дети с удовольствием относятся к игровым задачам: отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи: красиво сложить узор, правильно подобрать картинку и т.д.
Дети 5-го года жизни в процессе дидактических игр согласно "Программе воспитания детей в детском саду" учатся определять качество и количество предметов, запоминать и сравнивать их по внешним признакам. Из набора предметных картинок, изображающих предметы, животных, находят сходство и различие, вычленяют общий признак; развивается сосредоточенность, внимание, настойчивость. Используются игры: "Кто скорее соберет башенку", "Собери колечки", "Катание цветных шариков", "Чудесный мешочек", "Цветная посуда" и др. Игра в лото расширяет представление об окружающих предметах и явлениях. Детям этого возраста доступны и музыкально-дидактические игры: "Узнай по голосу", "Погремушка или бубен" и др.
К 6 годам у детей все более возрастает интерес к качеству решения игровой задачи. Здесь используются такие игры, как "Магазин", "Подбери пару", "Сложи картинку", "Кому сколько", "Домино", "Прыгунки", "Мы считаем", "Кто что делает", "Зоологическое лото", ""Настольные кегли и др. Музыкально-дидактические игры: "Громко-тихо", "Какой барабан играет" (выше-ниже) и др.
К 7 годам по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради успеха. Здесь используются игры, способствующие развитию инициативы, самоорганизации, оценочных суждений и самоконтроля (разные виды мозаики, игры на классификацию предметов, лото "Кому что нужно", "Времена года" и др.).
Находят интерес у детей игры, содержащие элементы соревнования в ловкости, сообразительности (кегли, прыгунки, "Кто ловкий", "Настольный крокет").
В играх используются полученные знания и умения (домино, счетное лото "Учись считать", "АБВ", лото "От звука к букве", игры-головоломки, словесные игры: "Море волнуется", "Черное и белое", "Какой предмет загадан" и др.).
Музыкально-дидактические игры детей этого возраста: узнай инструмент (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики), повтори звуки (поочередная игра на двух ксилофонах), музыкальное эхо, сыграй на патефоне любимую песню (игрушечный патефон) и др.
Используя игровой материал и ничуть не уменьшая общеобразовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее основной задачей в логопедических занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается воспитание у них правильной речи и поведения. Дидактические игры обычно проводятся на занятиях и максимально оречевляются, т.е. ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в "Лото": "У кого земляника?" - "У меня земляника". - "Я кладу землянику". В "Мозаику": "Я беру синюю фишку". "А теперь - зеленую", "Я сделаю сейчас красивый цветок" и т.д.
В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас. Для развития слухового внимания и фонематического слуха очень полезны музыкально-дидактические игры.
Дидактические игры с заикающимися детьми способствуют их умению последовательно и логично излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача логопеда состоит в том, чтобы в момент игры снять напряженность при ответах на вопросы, избавить от двигательных и речевых уловок, развить общительность.
Материалы по педагогике:
Проблема педагогической технологии в исторической
ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...
Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...
Значение утренней гимнастики
Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зар ...