И наконец, более сложной формой речи для ребенка, как известно, будет речь предваряющая. В этом случае ребенок, не приступая к сооружению, последовательно рассказывает, как он будет строить. Из какого материала, что сначала, что потом, для чего и т.д.
Мы привели пример простых строительных игр, но могут быть игры более сложные. Здесь соответственно будут усложняться и речевые сообщения ребенка. Игры с постепенно усложняемыми сооружениями и беседы о них используются на заключительных занятиях с заикающимися детьми.
Своеобразно и интересно проводятся с детьми игры-драматизации (или игры-представления). В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яркую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соответствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы детали их. Игра-драматизация может проводиться и с куклами из детского театра.
Такие игры развивают интерес ребенка к книге, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений. Материалом для игр-драматизаций могут служить такие сказки, как "Мойдодыр" К. Чуковского, русские народные сказки "Теремок", "Репка", "Волк и семеро козлят", "Волк и лиса", "Перчатки" С. Маршака, "Лиса и гуси" братьев Гримм и др.
Игры-драматизации используются не с первых занятий, а лишь после того, как ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно-отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, т.е. он приобрел определенные навыки правильной речи.
К проведению игр-драматизаций необходимо тщательно готовиться. Сначала с детьми выбранную сказку читают отраженно, задают детям вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабатывают движения, характерные для персонажей. И лишь после того как они успешно выполнят эти задания, можно переходить непосредственно к игре.
Чтобы облегчить на первых порах речь и поведение ребенка в игре, руководитель не только дает сам образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывает характерные движения в развивающемся сюжете сказки, но, если есть возможность, использует для этих же целей магнитофонную запись, патефонные пластинки, диафильмы.
Учитывая последовательное усложнение речи ребенка в играх-драматизациях, лучше начинать с музыкальных игр, которые сопровождаются пением: М. Кочурбиной "Мишка с куклой бойко топают", А.Н. Александрова "Козлик" ("Жил был у бабушки серенький козлик"), украинские народные песни "Жили у бабуси". Эти игры можно использовать и на ранних этапах логопедических занятий, поскольку музыкальное сопровождение, пение, стихотворный текст, ритмичность движений в игре - все это значительно облегчает речь заикающегося ребенка.
Затем для постепенного усложнения речи в играх-драматизациях логопед подбирает такие тексты, которые не сопровождаются музыкой, но сами по себе являются ритмизованными:, стихи "Мойдодыр", "Перчатки", "Колобок", "Теремок" и др. И наконец, выбираются игры, в которых дети пользуются разнометричной речью: "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Красная Шапочка", "Три медведя" и др.
Особое место среди творческих игр занимают сюжетно-ролевые игры. Если в играх-постановках заикающийся ребенок учится правильно говорить и держаться, пользуясь готовыми образцами, то уже в сюжетно-ролевых играх степень его самостоятельности значительно возрастает. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользоваться правильной речью в самых разнообразных и близких их повседневной жизни условиях.
Дети 5-го года жизни обычно играют в семью, детские праздники, в различные поездки и путешествия (на машине, трамвае, автобусе, поезде, пароходе, самолете), играют в куклы.
Материалы по педагогике:
Анализ программ по физической культуре
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ – с учетом будущей профессиональной деятельности. П ...
Формы, методы и средства обучения работников внешнеэкономического отдела
ОАО «Танеко» письменной деловой коммуникации
Формирование знаний, умений и навыков письменного делового общения мы понимаем как целенаправленный процесс создания системы специальных и использование естественно сложившихся ситуаций взаимодействия. В ходе и результате этого процесса создается устойчивая положительная мотивация к участию в письм ...
Содержательная основа профессиональной деятельности учителя начальных классов
на занятиях ритмики и хореографии
Основой профессиональной деятельности учителя начальных классов на занятиях ритмики и хореографии является классический танец, народно-сценический танец, ритмика, современный танец, эстрадный танец, бальный танец. Дадим краткую характеристику каждому из них. Ритмика · дает учащимся элементарные осн ...