Формирование знаний, умений и навыков письменного делового общения мы понимаем как целенаправленный процесс создания системы специальных и использование естественно сложившихся ситуаций взаимодействия. В ходе и результате этого процесса создается устойчивая положительная мотивация к участию в письменном деловом общении, формируются знания и умения планировать и осуществлять деловое письменное общение. Процесс формирования умений и навыков письменного делового общения проходит в 3 этапа:
I этап – подготовительный, в ходе которого проводится диагностика участников в соответствии с целями и задачами рассматриваемого процесса и подготовка их к его реализации.
II этап – репродуктивный, в процессе реализации которого осваиваются знания, умения и навыки осуществления делового общения, и овладение техникой общения в специально созданных ситуациях совместной деятельности («по образцу»).
III этап – продуктивный, где реализуются полученные знания, умения и навыки в осуществлении делового общения в естественно существующем в процессе обучения и в специально организованной деятельности по формированию готовности к деловому общению.
На каждом этапе изучаемого процесса выделяются следующие структурные компоненты:
– цели и задачи (дидактические, развивающие, воспитывающие);
– пути реализации рассматриваемого процесса;
– содержание процесса формирования знаний, умений и техники делового общения;
– методы и формы, обеспечивающие реализацию данного процесса;
– критерии и показатели, определяющие результативность каждого этапа процесса формирования знаний, умений и техники делового общения и результативность всего процесса. В ходе специально организованной деятельности обучаемыми усваивается система знаний об особенностях делового общения, они овладевают умениями осуществлять письменное деловое общение. Успешная реализация умений способствует формированию у работников внешнеэкономического отдела. Содержание занятий усложняется по мере приобретения работниками опыта реализации совместной учебной деятельности и делового общения. Выбор формы организации занятия (лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия, тренинг и др.) определяется задачами и содержанием занятий на определенном этапе образовательного процесса.
При определении форм, методов и средств обучения следует в первую очередь исходить из потребности организации в приобретении ее персоналом новых знаний и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, для успешного достижения целей организации. Ниже рассмотрим факторы, оказывающие влияние на выбор форм, методов и средств обучения.
К важнейшим характеристикам изучаемого материала могут быть отнесены:
– его содержание;
– сложность;
– степень структурированности.
Содержание обучения должно, прежде всего, вытекать из задач, стоящих перед компанией в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другим требованием является своевременное обновление знаний работников и поддержание высокого уровня их профессиональной компетентности.
Степень структурированности учебного материала, то есть то, насколько он хорошо систематизирован и насколько четко, логично и последовательно организован, также оказывает значительное влияние на успех обучения.
Чем лучше структурирован учебный материал, тем легче он воспринимается и усваивается слушателями. Учебный материал должен быть организован так, чтобы не только передать слушателям основные сведения по изучаемой тематике, но и помочь им легче установить связи между разными частями программы, сформировать системное, комплексное понимание изучаемого предмета.
Одна из основных целей обучения – это предоставление работникам знаний, которые помогут им лучше выполнять свою работу.
При написании любых документов очень важно придерживаться правил грамматики, следить за орфографией и пунктуацией. Однако недостаточно лишь правильно структурировать свои фразы. Какой тип документа выбрать, каким подходом руководствоваться, какой стиль использовать - все это зависит от того, кому адресовано сообщение.
Нами был разработан авторский вариант элективного курса обучения письменной деловой коммуникации работников подразделения внешнеэкономической торговли ОАО «Танеко». Курс рассчитан на 12 часов, практические занятия ведутся параллельно с творческими. 1 час отведен для выполнения итогового задания и подведения результатов.
Изучение всего курса предполагало проведение 3 занятий по одному часу в течение 4-х недель. Грамматический и лексический материал курса был отобран с учётом практических целей обучения, упражнения носили преимущественно письменно-коммуникативный характер. Темы заканчивались составлением деловых писем по указанному виду письма, основной целью которых являлось практическое использование пройденного материала (таблица 4).
Таблица 4 Учебно-тематический план обучения деловому общению
№ |
Тема курса |
Количество часов на изучение |
1 |
Деловое письмо и барьеры письменной коммуникации |
1 |
2 |
Виды деловых писем |
1 |
3 |
Структура формуляра и состав реквизитов делового письма |
1 |
4 |
Особенности оформления и составления деловых писем |
1 |
5 |
Употребление полезных фраз в составлении делового письма |
1 |
6 |
Составление писем запроса, заказа и предложения |
1 |
7 |
Составление писем запроса, заказа и предложения |
1 |
8 |
Составление писем отказа, извинения |
1 |
9 |
Составление плана сопроводительного и пригласительного писем |
1 |
10 |
Составление информационных писем и писем рекламации |
1 |
11 |
План писем-просьб |
1 |
12 |
Итоговое занятие – определение результатов |
1 |
Итого: |
12 |
Материалы по педагогике:
Основные факторы, определяющие деятельность учащихся
Начнем разговор с семьи и ее социального окружения. Ныне основная масса родителей – это образованные люди, имеющее как правило среднее или высшее образование. Выросли материальная обеспеченность и социальное благополучие каждой семьи. Большая роль отводится в деле воспитания трудовым коллективам и ...
Психолого-педагогические основы применения средств наглядности обучения
Любые технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае если учитель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Ученики по-разному относятся к использованию технических средств на уроках. Одним это очень нравится: ...
Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО
Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО. Непременным у ...