Проиллюстрируем данные положения примерами ряда игр.
Игра "Помоги зайчику перейти через речку".
Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.
Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.
Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного "камешка" (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через "речку".
Игра "Исправь ошибки Незнайки".
Цель: тренировать детей в правильном употреблении предлогов в предложениях.
Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).
Ход игры. Логопед предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.
Игра "Накорми Великана".
Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
Ход игры. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета-конфеты, котлета-котлеты, сосиска-сосиски, огурец-огурцы, яблоко-яблоки и т.п.).
Игра "Отгадай букву".
Цель: закреплять зрительные образы букв у детей; развивать у них пространственное воображение.
Оборудование: листы бумаги с незавершенными изображениями букв.
Ход игры. Логопед показывает детям то, что написал художник Тюбик. Оказывается, что художник Тюбик не закончил работу: он не дописал буквы. Детям предлагается отгадать, какие буквы он хотел написать.
Игра "Вставь нужную букву".
Цель: тренировать детей в выполнении операций по звуко-буквенному анализу слов.
Оборудование: карточки с написанными на них словами; Игрушка Дед Буквоед.
Ход игры. Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы "съел" Дед Буквоед в каждом из слов.
Игра "Придумай слово".
Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.
Оборудование: робот (игрушка).
Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано верно, у Робота на голове зажигается лампочка.
Особое значение для общего психического развития детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. При благоприятных педагогических условиях сюжетно-ролевая игра детей данного возраста достигает достаточно высокого уровня. В логопедических группах ДОУ "Улыбка" специальную работу по развитию сюжетной игры проводит воспитатель. Логопед использует возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. При этом надо обратить внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в соответствии с той или иной ролью. Особенностью использования сюжетной игры в процессе фронтальных занятий является то, что ход игры более регламентирован, чем в свободной игровой деятельности детей. Чаще всего это связано с реализацией детьми в контексте игры речевых высказываний, которые инициируются логопедом в соответствии с коррекционным целями занятия.
К примеру, в игре "Ателье" ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: "Я хочу заказать платье из шелка"; получив "готовое" платье (в карточку-конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья "закройщиком" вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: "У меня шелковое платье".
Материалы по педагогике:
Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Св ...
Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Психолого-педагогический эксперимент является основным методом исследования детей дошкольного возраста. Диагностическое исследование проводилось в течение сентября на базе МДОУ детский сад № 181 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительных к школе групп. При проведении пс ...
Факторы, влияющие на формирование агрессии у детей
дошкольного возраста
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь, связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге п ...