Нередко в занятия включаются фрагменты сюжетной игры, что связано с реализацией коррекционных задач логопедического занятия. Так, например, в игре "Строители" каждый из детей участвует в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании "строительства" дороги логопед предлагает детям построить гараж для машин и поиграть в свободное время. В игре "Разные билеты" дети-"кассиры" выдают проездные билеты необычным пассажирам - животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных.
При планировании логопедических занятий важно предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли.
В качестве примера приведем описание игры "В магазине".
Цель: упражнять детей в выделении и правильном произношении слов с заданным звуком; продолжить работу по развитию диалогической речи детей.
Оборудование: разнообразные предметы, игрушки ("товары"); стол.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть "в магазин". На "прилавке" магазина раскладываются разнообразные предметы. Логопед - продавец. Он объясняет детям, что магазин "волшебный". Сегодня в нем продаются только те товары, в названиях которых есть звук Ш. Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать "товар". Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.
Одним из необходимых элементов любого фронтального логопедического занятия являются физкультминутки. В качестве физкультминуток или самостоятельной части занятия мы использовали разнообразные подвижные игры. При этом логопед с учетом состояния детей (прежде всего степени их утомленности) может включать или не включать дидактическую задачу в процесс проведения подвижной игры. На наш взгляд, целесообразно предусматривать разные варианты организации и проведения физкультминуток в процессе логопедического занятия и оперативно выбирать тот или иной вариант. Опыт показывает, что при закреплении хорошо знакомого речевого материала дети с интересом воспринимают дидактическую задачу в контексте физкультминутки и активно участвуют в соответствующей подвижной игре.
Приведем примеры нескольких подвижных игр, используемых нами в качестве физкультминуток.
Игра "Перебеги дорогу".
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.
Игра "Найди свой домик".
Оборудование: три стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.
Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.
Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".
Игра "Перейди через болото".
Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.
Оборудование: большие зеленые круги ("кочки"); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч).
Ход игры. На полу раскладываются изображения "кочек" (зеленые круги). Возле каждой из "кочек" кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через "болото", наступая только на те "кочки", возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.
Материалы по педагогике:
Описание организации и методов исследования
С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старше ...
Проектирование личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса
технической подготовки боксера
На рисунке 1 представлена блок-схема личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса, важными компонентами которого являются следующие основания: 1. Особенности современного социального заказа определяют модельные представления о воспитаннике спортивной школы – развитие их субъектной акти ...
Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования
№ Вид работы Среднее время, ч. Примечание 1 Создание плана работы 2,5 6,0 на месяц на год 2 Создание отчета про выполненную работу 4 8 на месяц на год 3 Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаци ...