– В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий
– Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Гордон Л.А.)
– «Это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью». (Ковалев А.Г.)
Интерес – это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению, так трактует Немов Р.С.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию или познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, что познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности.
В.Б. Бондаревский считает, что стойкий познавательный интерес – это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок, поощрений, а потому, что увлечен учебой.
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие.
Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.
Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Проблема интереса как мотива учебно-познавательной деятельности является одной из важнейших в педагогических исследованиях. Многое сделано в исследовании познавательного интереса Г.И. Щукиной. Она рассматривает интерес «как важнейший побудитель всякой деятельности», который «можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности».
Интерес, так же как и большинство потребностей, не является врожденным свойством человеческой психики. Он формируется в деятельности, а для школьников её ведущим видом является учебная деятельность.
Д.Б. Эльконин рассматривал ее как особую деятельность учащихся, сознательно направляемую им на осуществление целей и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. Он подчеркивал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике».
Материалы по педагогике:
Первый руководитель высшего педагогического образования в Башкирии
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в фонде «Директор народных училищ Уфимской губернии» находится дело «О назначении действительного студента Императорского Новороссийского университета Александра Николаевича Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую ...
Психологические особенности детей с нарушением слуха
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобраз ...
Закаливание солнцем
Производится посредством солнечных ванн, точнее, воздушно-солнечных, так как при этом на организм действуют оба этих фактора. В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воздействуют на развитие детского организма, улучшают дыхание и кровообращение, повыш ...