Современные тенденции развития общества таковы, что инновационность становится необходимым условием. Эта необходимость продиктована не только произошедшим экономическим кризисом, но и реализацией уже давно прогнозируемых тенденций в развитии мировой экономики. Так, по мнению специалистов, экономический рост в ХХI веке будет в основном направлен на создание новых продуктов и модернизации уже существующих. Все это свидетельствует о тенденции к инновационной экономике, что в нашей стране объявлено основной стратегией государственного развития.
Такие перемены в экономике неизбежно ведут к существенным изменениям во всех другие сферах жизнедеятельности общества, в частности в сфере образования. Ситуация порождает новые рынки труда, где, в силу наметившихся тенденций, более конкурентноспособными оказываются специалисты, обладающие высоким уровнем таких качеств, как интеллект и креативность. У уже существующих крупных компаний заметно возрос интерес к креативности их работников. Это качество рассматривается как средство повышения эффективности труда и адаптации к постоянно развивающимся рынкам.
Следовательно, требования времени таково, что сегодняшний специалист должен быть целенаправленно подготовлен к эффективной профессиональной деятельности в инновационном пространстве, обладать не только хорошо развитым интеллектом, но и способностью к творчеству, т.е. креативностью. Такая целенаправленная подготовка должна стать важной составляющей в системе образования. Необходимость создания гарантий молодежи вхождения в сферу производства и новейших технологий требуют реализации полноценного технологического образования. Эту задачу призвана решить образовательная область «Технология», направленная на развитие технологических знаний и умений.
Технология – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.
В школе «Технология» – это образовательная область, которая объединяет научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывает их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:
– повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
– обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
– воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Минимальное содержание образования по «Технологии» призвано способствовать формированию общей картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками начального опыта в профессиональной деятельности человека по разнообразным видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).
Задачами «Технологии» являются:
– формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;
– рациональное объединение при трудовом обучении в систему умственных, сенсорных и физических действий;
– развитие творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции.
– привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;
– умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг.
Трудовое воспитание нужно рассматривать исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе – из интересов общества. Его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств.
Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.
Актуальность этого вопроса сегодня стоит очень остро и вытекает из современных требований к образованию на сегодняшний день. Достижения в области современных компьютерных технологий актуализируют проблему исследования в области мотивации как развитие творческой личности. В связи с этим вопросы исследования данной темы в современных условиях становятся особенно важными, что требует от учащихся быть самостоятельными, коммуникабельными, творчески развитыми, умеющими находить нестандартные подходы к решению проблем.
Сегодня учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Недостаточность теоретических и практических разработок по указанной проблеме послужило основанием для выбора темы исследования: «Мотивация как базовый фактор развития креативности у школьников» на примере раздела: «Художественная обработка материалов».
Цель исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование креативности в учебно-воспитательном процессе на уроках «Технологии».
Объектом исследования является процесс формирования креативности у школьников.
Предмет исследования составляют организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование креативности учащихся.
Отсюда мы выдвинули гипотезу исследования, что процесс формирования креативности у школьников будет иметь положительную динамику, если:
– выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования креативно-мыслящей личности (ориентация на творческую деятельность);
– приоритет формирования мотивации как фактора развития креативности в учебно-воспитательном процессе;
в соответствии с целью, проблемой, предметом и гипотезой исследования ставились и решались задачи:
изучить состояние проблемы в теории и образовательной практике и выявить особенности организации процесса формирования мотивации как фактора развития креативности в системе общего (среднего) образования;
конкретизировать понятие мотивации, креативности и творческой личности;
определить методы и условия формирования мотивации в процессе преподавания технологии и реализовать их в педагогической практике;
провести педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
– теоретический анализ психолого-педагогической литературы (программно-методической литературы, учебных планов, программ и др.);
– методы наблюдения;
– изучение и обобщение педагогического опыта в развитии креативности на уроках «Технологии»;
– педагогический эксперимент.
В реализации поставленных целей и задач отражается новизна исследования, а именно:
– конкретизированы понятия мотивации и креативности;
– выявлены организационно-педагогические условия формирования креативно-мыслящей личности.
Практическое и теоретическое значения заключаются в том, что разработаны:
– система уроков по теме: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»;
– дидактические материалы по теме: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»;
Опытно – экспериментальная база исследования проводилась в КРЦ для детей и подростков с ОВ села Фунтики Топчихинского района.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Материалы по педагогике:
Письмо как форма письменного общения
В данном параграфе мы рассмотрим письмо как форму общения, а также некоторые трудности, возникающие при обучении письменной речи. Письмо представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста. Как правило, при построении письменн ...
Человек в процессе социализации
Человек как объект социализации. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полор ...
Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...