В учебниках по литературному чтению О.В. Кубасовой «Любимые страницы» методический аппарат содержит задания на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в приложении (задания, комментарии к данным заданиям).
Начиная с 1 класса, ученику даётся рекомендация: «Учись читать выразительно». Постепенно задания подобного рода разъясняют, конкретизируют, уточняют приёмы выразительного чтения произведений, особенно поэтических. Кроме методического аппарата учебных книг, автор формулирует методические рекомендации по выразительному чтению в разделе «Поэзия».
Во 2 классе даются качественные задания (чтение по ролям), методические рекомендации для ребёнка по выразительному чтению, например: «Определи, с каким настроением нужно читать», «Определи, каким голосом отвечает сын». Учащимся даётся задание расставить паузы (остановки в звуках), что помогает прочитать стихотворение выразительно. Даются задания на развития голоса, темпа чтения, например: «Каким голосом - тихо или громко - нужно читать? Почему? Нужно ли читать быстро? Или не спеша? Так же, на наш взгляд очень хорошо, что даются задания на словесное рисование. Это помогает осмыслить произведение, развить воображение учащихся. Задания помогаю младшим школьникам подготовиться к выразительному чтению, учат чувствовать, сопереживать, видеть прекрасное в поэтическом тексте, например такое задание, например: «Прочитай это стихотворение, стараясь «увидеть», почувствовать то, о чём написано. Передай «вечернее» грустное настроение». Такие задания будят чувства детей, развивают воображение. Но некоторые задания по-прежнему сформулированы, как общие положения, не являются практической помощью для ученика: «Прочитай выразительно».
В 3-4 классах даются задания, нацеленные на работу с художественными средствами языка, например: «Найди сравнение, олицетворение. Читая стихотворение, постарайся выразить состояние души автора». Это помогает детям понять настроение автора, увидеть красоту художественного слова. Большое внимание в заданиях уделяется словесному рисованию. Даются задания качественного характера как чтение по ролям, разыгрывание спектаклей, которые требуют особой подготовки: распределение ролей, умение читать в соответствии с характером персонажа.
Таким образом, в методическом аппарате учебных хрестоматий по программе «Гармония» к учебнику «Любимые страницы» О.В. Кубасовой большая часть заданий сопровождается не столько методическими требованиями, сколько содержит комментарии к тому, как подготавливает к выразительному чтению. Например: «прочитайте стихотворение с душой», « .каким голосом надо читать», «старайся передать настроение». В учебниках уделяется значительное место заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения. Богатый набор методических заданий, которые помогают учителю спланировать и провести уроки, а, следовательно, ученикам следуя данным рекомендациям, научится читать выразительно с использованием знаков «партитуры выразительного чтения».
М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова в методический аппарат учебных хрестоматий «Родная речь», по сравнению с О.В Кубасовой, вводят значительно меньше заданий-рекомендаций для учащихся по подготовки к выразительному чтению.
Материалы по педагогике:
Особенности индивидуального стиля у тренеров
Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля тренера. В тренерах с активным положительным отношением к труду и высоким уровнем педагогического мастерства, но разными ...
Статистическая обработка данных исследования по проблеме формирования
познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной
работе
Цель контрольного этапа - определить эффективность методов и приемов формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. На контрольном этапе для диагностики уровня сформированности познавательного интереса учащихся определялся тем же критериям, что и на н ...
Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...