Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь

Страница 9

В своем стремлении «распространять науки в России» Ломо­носов не ограничивался только учебной и учебно-организационной деятельностью. Он был, если сказать современным языком, первым популяризатором науки в России. Прекрасным образцом такого ро­да деятельности являются его «Слова»: «Слово о пользе химии» (1751), «Слово о происхождении света .» (1756), «Слово о рожде­нии металлов от трясения земли» (1757), «Слово о явлениях воздушных .» (1753).

В «Слове о пользе химии» Ломоносов увлеченно рассказывает слушателям о всех тех явлениях природы, изучение которых требу­ет знания химии. Определив химию как науку, развивающуюся в тесной связи с физикой и математикой, Ломоносов показывает, как с ее помощью можно познать свойства «первоначальных частиц, те­ла составляющих». Предельно просто говорится о необходимости химических знаний при изучении цветов, вкусов и запахов, в ме­дицине («медик без довольного знания химии совершен быть не может») и фармакопее, при изучении физических свойств веществ и т. п. Разделив «приобретенные познания» на «науки и художества», Ломоносов показывает применение химии в различных «художест­вах» — ремеслах, технике, изобразительном искусстве.

Столь же наглядно и просто знакомит Ломоносов в других «Сло­вах» слушателей со своими научными идеями и с достижениями науки того времени. Все эти «Слова» были прочитаны на публичных заседаниях Академии наук. Страстные, образные, проникнутые лю­бовью к наукам выступления Ломоносова приобщали к знаниям людей, далеких от науки, или, по крайней мере, внушали им уваже­ние к научным занятиям, ибо занимающийся ими «не токмо себе, но и целому обществу, а иногда и всему роду человеческому поль­зою служит».

Изданные отдельными книгами «Слова» Ломоносова служили распространению научных знаний в России того времени. Хотя просветительская патриотическая программа при жизни Ломоносова не была осуществлена, она имеет непреходящее культурное значение, как отправная точка, как начало русского просвещения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Материалы по педагогике:

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Работа над обогащением словарного запаса младших школьников
С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой предлагаем из опыта работы передовых педагогов задания следующего характера: 1) узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений; 2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в зн ...

Представление о педагогической технологии
Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объек ...

Навигация