Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь

Страница 4

Первая четверть XVIII века для России была временем важных перемен во всех областях жизни. Это были годы, когда «Россия молодая» сбрасывала с себя путы вековой отсталости и становилась в один ряд с наиболее развитыми странами Европы. Создавалась новая система органов власти, управления и суда. На смену дворянскому ополчению и стрелецким полкам пришла мощная регулярная армия. Родился отечественный военно-морской флот. Одновременно с этим, в интересах государства, строятся крупные металлургические и текстильные фабрики, корабельные верфи, другие предприятия, развивается внутренняя и внешняя торговля. Появляются новые города, новые пути сообщения.

Менялся и быт российского населения. И дело было не только во введении европейского платья, бритье бород и курении табака. В городах и районах, где осуществлялись преобразования, меняются сам уклад жизни, сознание людей. При Петре I часто ценились не происхождение и родовитость, а ум и способности человека. Многие люди из «подлого сословия» становились выдающимися деятелями, крупными специалистами в разных областях.

Для развития России, во имя ее технической и «умственной» независимости от Европы, нужны были свои горняки, металлурги, корабелы, навигаторы, картографы и т.д., нужны были офицеры для армии и флота, знающие, образованные чиновники для государственного аппарата.

Петр I понимал необходимость ликвидации культурной отсталости России и распространения в ней просвещения. Он думал над тем, «как бы кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оным людей своих, елико мощно скорее обучити». Вначале он предполагал расширить объем преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве, которую хотел сделать светской, и из которой выходили бы люди, «способные к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному». Не дожидаясь, когда в России будет налажено низшее и среднее образование, Петр I задумал создать русскую Академию наук с гимназией и университетом. Об этом он советовался с известными европейскими учеными Лейбницем и Вольфом и просил их помощи в привлечении иностранных ученых для работы в русской академии, пока не появятся национальные кадры. Академия была открыта в 1725 г., уже после смерти Петра I. В ее истории большое место занимает М.В. Ломоносов – первый русский академик.

Его привлекала преобразовательная деятельность Петра, он видит в нем прежде всего энергичного реформатора, осуществляющего те изменения, не­обходимость которых давно назрела. Петр — «Рос­сов Обновитель». Ему удалось поло­жить конец феодальным раздорам, ослаблявшим Россию в период влиятельного боярского правле­ния. Враги России убедились, что при нем уже «не местничество здесь», а сплоченное государство. С энтузиазмом поддерживал Ломо­носов меры, принятые для быстрого роста в стране заводского, мануфактурного производства, внутренней и внешней торговли. Эти меры не только усиливали Россию, поднимали ее престиж среди европейских держав, они вносили существен­ные изменения в социальные устои страны. Пред­принимательская, торговая деятельность искони была не дворянским делом; развитие горнодобы­вающих предприятий, заводов, мануфактур, тор­говли выдвигало новые социальные силы на сцену русской истории. Некоторые их представители в петровское время получили доступ к государствен­ному управлению. Царь охотно брал на государст­венную службу незнатных сограждан, не имеющих никакого отношения к потомственному дворянству, и опирался в своих начинаниях на их знания и та­лант.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Строение и жизнедеятельность бактерий
Бактерии — относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Форма бактерий. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде д ...

Разработка уроков по теме «Алгоритм»
Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма" Цель урока: Работа над понятием «алгоритм». Задачи: Образовательные - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»; - Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма; - Рассмотреть виды алгоритмов; - Изучить формы ...

Знания и умения, которые должны иметь учащиеся
Так как точные результаты получаются при сравнении количеств, то нужно обозначить условными единицами знания и умения, подлежащие усвоению. Это обозначение условное. Например, учащиеся должны знать: химический знак кислорода, формулу молекулы, атомную массу, молекулярную массу кислорода. Всего четы ...

Навигация