В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений.
Анализируя гендерные исследования в отечественной педагогике, мы отмечаем односторонний подход в полоролевом воспитании детей, который проявляется в сексуальном, физиологическом аспекте. В ″Российской педагогической энциклопедии″ отсутствует понятие ″гендер″, а половое воспитание трактуется как ″комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей.″
Однако, все большее число педагогов понимают, что без конкретизации специфики проявления половых особенностей в различных сферах личностной и профессиональной самореализации нельзя конструировать оптимальные модели педагогического гендерного взаимодействия.
Для современного общества характерна поливариативность стереотипов отношении мужчин и женщин, их половых ролей. Следовательно, всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полового воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми.
До середины XIX в. в культуре и в массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношении между полами, согласно которому активность полностью принадлежала мужчине, а женщина рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существо. Он был принят и разделялся как мужчинами, так и женщинами.
На рубеже XIX – XX вв. возникает в явной форме новый стереотип отношений – феминный, который предполагает реализацию в женском поведении момента активности и самостоятельности. Он утверждает культурное равенство полов, несмотря на естественный половой дифоризм. В лучшем своем проявлении феминный стереотип приводит к формированию гармоничных партнерских отношений. Его основные принципы – толерантность, взаимопомощь, взаимозависимость, уважение ценности личностного, индивидуального начала ″двусубъектность″ в отношениях
Наряду с этим в условиях современного ″культурного промежутка″ формируется отрицательный стереотип отношений мужчины и женщины – эклектический. Он характеризуется смешением в сознании человека старого, маскулинного, и нового, феминного, попытками их механически совместить. Эклектический стереотип часто возникает в результате столкновения традиционного патриархального воспитания женщины с реалиями индустриального и постиндустриального общества, где она вынуждена быть самостоятельной во всех сферах.
Воспитать в маленькой девочке женщину со всеми ее слабостями и достоинствами, а в мальчике настоящего мужчину одна из задач педагога. Половое воспитание необходимая часть воспитания детей и подростков. На уроке учитель ставит перед собой три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Учитель воспитывает человека, гражданина, делая акцент на личностных сторонах воспитания. Но ведь каждому ребенку предстоит стать мужчиной или женщиной, и без соответствующего воздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола.
Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.
Психосексуальное развитие – долгий и непростой путь. Дети должны осознать себя представителями того или другого пола, вести себя в соответствии с ними. А это возможно лишь при правильном усвоении половых ролей: мужских или женских. Существующие в обществе половые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители и другие воспитатели, зачастую сами того не осознавая, поощряют детей проявлять полоспецифические черты. Несомненным является то влияние, которое оказывают на ребенка люди, служащие ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли.
Материалы по педагогике:
Химические вечера
В педагогической литературе химических вечерам в средней школе уделяется значительное внимание. Тематические вечера, вечера вопросов и ответов, устные журналы и другие аналогичные мероприятия пользуются успехом у учащихся, способствуют расширению их кругозора, являются средством пропаганды химическ ...
Организация праздников для детей и их возрастные особенности
Мой проект – это благотворительное представление для детей школьного возраста. Дети самая требовательная, но в то же время самая отзывчивая публика. Организация и проведение детского праздника — одна из самых сложных задач. Однако для кого мы работаем, если не для них? Многие фирмы не только устраи ...
Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. ...