Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь

Страница 2

В 1741 г. М. В. Ломоносов, на­конец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его пора­зительно разнообразная и неуёмная деятельность.

Через полгода после возвращения в Петербург тридцатилетний учёный был назначен адъюнктом Академии по физическому классу, начал подводить итоги своим наблюдениям в Германии, составляя книгу по металлургии, писал разные физические и химические “диссер­тации” для Академии, занимался со студентами и начинал приобретать первую славу как поэт

По совету и проекту М. В. Ломоносова в 1755 г. в Москве был открыт университет, ставший затем одним из основных очагов рус­ского просвещения и науки.

В последнее десятилетие жизни М. В. Ломоносова с особой силой проявился его глубочайший патриотизм, любовь к русскому народу, русскому языку, русской истории, высокое понимание своей миссии как “защитника труда Петра Великого”.

Умер М. В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

В России многое изменилось в период бурных петровских преобразований. Активизация человеческой деятель­ности породила новые тенденции в восприятии мира. Вызревала новая культура, идущая на сме­ну церковно-феодальной, господствовавшей в те­чение столетий. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих пе­ремен. Таким мыслителем стал Ломоносов.

Расшатывание прежних устоев жизни осущест­влялось уже в XVII в., отличавшемся невиданным ранее движением народных масс. Повышенная миграция населения привела к освоению потока­ми предприимчивых крестьян, казаков, огромных просторов Российского государства, вплоть до бе­регов Тихого океана. Россию потрясали бунты, на протяжении столетия они переросли в две крестьянские войны — под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина.

В результате развития товарно-денежных отно­шении возник единый всероссийский рынок. По­явились зачатки буржуазного общественно-эконо­мического уклада. Началось формирование абсо­лютистского государства, возникающего, как правило, на поздних стадиях феодализма, когда из рук феодальных верхов начинает ускользать вся полнота власти под давлением носителей зарож­дающегося общественно-экономического уклада, утверждающих свое право на существование и бо­рющихся за свое участие в правлении. Абсолют­ная монархия, возникая обычно в «переходные периоды», является «компромиссом» между инте­ресами формирующейся буржуазии и дворянства. Предпринимаются по­пытки ограничить могущество церкви. Меняется настрой духовной культуры, происходит заметный и необратимый процесс ее обмирщения. В худо­жественной литературе появляется интерес к че­ловеку деятельному, предприимчивому.

Начавшиеся социальные преобразования резко ускорились в Петровскую эпоху. В 1711 г. вместо боярской думы, оплота феодальной аристократии, был учрежден сенат. В 1721 году ликвидировано патриаршество, во главе церкви поставлен синод, своего рода правительственная коллегия, подчи­няющая церковь государству. В 1722 г. введена «Табель о рангах», допускающая смешение на го­сударственной службе потомственного дворянства и выходцев из других слоев, получивших право, достигнув по службе восьмого ранга, получения дворянского звания. Ряды российского дворянства интенсивно пополнялись людьми из непривилеги­рованных сословий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Методы и приемы работы с письменными произведениями
В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений. В обучении письму можно выделить три этапа: 1 овладение графикой; 2 освоение структурных моделей, моделей предложений; 3 овладение письменной речью как сред ...

Требования к правильному составлению тестов. Основные правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...

Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них. Мотивация ...

Навигация