Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся. Еще в конце 18 века Новиковым Н.И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание». Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте. Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внёс Лесгафт П.Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888–1901). Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания. В России на рубеже 19–20 века в школах не существовало единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему. В народных школах физическое воспитание отсутствовало, в учебных учреждениях для привилегированных слоев населения уроки проводились в том случае, если позволяли условия.
В учебных заведениях нового типа занятия по физической культуре являлись обязательными, в объеме не менее 4 – 6 часов в неделю. В них внедрялись передовые программы по физическому воспитанию, разработанные Лесгафтом П.Ф., Бокиным П.Н., Анохиным А.К. Основу программы по физическому воспитанию врача А.К. Анохина составляли подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Уже в тот же период в программах нового типа подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. В связи с этим Анохин А.К. рекомендовал проведение контрольного тестирования физической подготовленности и состояния здоровья детей два раза в год. Вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей нашли отражение в программе врача Рудина В.В. В «Школе правильного физического развития» В.В. Рудин разделил учащихся на четыре антропометрические группы: «хорошо развитых», «среднеразвитых», «слабогрудых», «слабосильных». Для каждой из этих групп Рудиным В.В. была составлена специальная программа с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Им была высказана мысль, что физическое воспитание следует оценивать по антропометрическим изменениям, а не «баллами по предметам физических упражнений».
Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю.
Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников. В 20-е годы группа научных работников и врачей (Головинский Н.В., Игнатьев В.Е., Гориневский В.В. и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания. В 1919 г. разработано содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Основу программ составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской, в том числе: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры. Идеи пролетарского культа легли в основу «Схематической программы физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Набор средств имел четко выраженную воспитательно-поддерживающую направленность.
Материалы по педагогике:
Возможности использования интерактивной доски в начальной
школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...
Понятие о личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...
История развития футбола
Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции (&qu ...