Дидактические игры, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, используются давно. Сегодня нет ни одного дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении без дидактической игры того или иного характера. Очень много методических пособий посвящено дидактическим играм. Но анализ методической литературы показал, что среди пособий, по организации обучения и воспитания дошкольников через игру, мало тех, которые уделяют внимание формированию у ребят природоведческих знаний, в частности формирования знаний о сезонных изменениях в природе, экологическому воспитанию через дидактические игры. такие пособия стали появляться только в последние годы.
Одно из наиболее известных пособий в области ознакомления дошкольников с растениями через дидактические игры — В.А. Дрязгунова " Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями." В пособии предложены разнообразные игры по формированию знаний у детей о растениях: комнатные, растения различных биоценозов. данные игры имеют образовательную и воспитательную ценность, так как через них дети закрепляют и уточняют представления, полученные на занятиях, овладевают операциями анализа, сравнения, классификации, учатся рассуждать, делать выводы и обобщения
Пособие "Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста: Программа и методические рекомендации". А.А. Петрикевич разработана серия дидактических игр на тему "Что могут делать наши "помощники": глаза, нос, уши, язык, руки". Предоставлен иллюстративный материал. Эти игры направлены на развитие у детей умений узнавать, отличать различные объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает возможность осознавать потребности живых организмов, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.
Особый интерес представляют дидактические игры и игровые обучающие ситуации, разработанные И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой. Пособие для педагогов дошкольного учреждения: "Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами." В книге представлены три вида игровых обучающих ситуаций: игры с игрушками-аналогами, игры с литературными персонажами, игры-путешествия. Даны игры для разных возрастов. книга состоит из разделов:
* теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей;
* игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа;
* игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа;
* игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей;
* игровые обучающие ситуации "путешествия"
* экологические занятия с игрушками-животными.
Данные игры можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни, при наблюдениях, организации познавательно-практической деятельности. С помощью ИОС у дошкольников формируется заинтересованное отношение к материалу занятия, создается положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников. ИОС содействуют умственному и нравственного воспитания детей при знакомстве с явлениями или объектами природы. Игры можно использовать для знакомства детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.
Большой вклад в исследования по проблеме использования дидактических игр в ознакомлении детей с природой внесла Л.П. Молодова. Пособие: "Игровые экологические занятия с детьми". Ею разработаны в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Занятия содержат разнообразные игры, способствующие формированию у дошкольников знаний о природных объектах и явлениях, взаимосвязях в природе.
Материалы по педагогике:
Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...
Методика развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи
В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. "Знач ...
Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у
дошкольников со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: 1) стволовыми, вызывающими вялый и спастически ...