Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях.
Так же у детей этого возраста необходимо формировать представления о характерных признаках каждого сезона: долгота дня, температура воздуха, осадки, состояние растений, животных, людей. Ребят старшего дошкольного возраста знакомят с изменениями в жизни человека в разные времена года(одежда, питание, труд, отдых), с взаимосвязью сезонных изменений в неживой природе, растительном и животном мире, изменениями в биоценозах в разные времена года. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть знаниями о сезонных изменениях в различных биоценозах и взаимосвязи этих изменений с животным и растительным миром. В старшем дошкольном возрасте ребята уже знакомы с различными биоценозами(лес, поле, луг, водоем, парк). чаще всего знакомство с данными природными сообществами происходит через экскурсии, наблюдения. Но очень часто данные экскурсии только планируются, а практически не организуются в связи с тем, что большинство дошкольных учреждений находятся в дали от леса, луга, водоема. Если летом небольшую экскурсию организовать проще, то в остальные сезоны нет. Но ребята должны владеть знаниями о различных биоценозах, их обитателях и изменениях, происходящих в природных сообществах в разные времена года, видеть взаимосвязи между явлениями природы. на помощь педагогам приходят дидактические игры, которые могут иметь разнообразную форму организации(с использованием наглядности, с элементами рассказа воспитателя, чтения художественных произведений и т.д.)
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе можно использовать в различных видах деятельности. Они могут включаться в занятие, проходить как отдельно организованная деятельность детей, на прогулке, при организации экскурсий и наблюдений, организовываться в повседневной жизни воспитателем, проходить как самостоятельная деятельность детей.
Но для того, чтобы ребята в полной мере усвоили знания, которые педагог хочет им преподнести через игру, чтобы дети использовали данные игры в самостоятельной игровой деятельности, необходимо правильно организовывать игры, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Четко придерживаться методики организации и проведения дидактических игр, направленных на ознакомления дошкольников с природой.
Прежде всего необходимо помнить о структурных частях дидактической игры и придерживаться их. При организации подвижно-дидактических игр следует помнить, что все же главная задача — это природоведческая.
Так же при руководстве дидактической игрой педагог должен помнить о добровольности участия в ней детей.
В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры.
Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у ребенка желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с новой игрой роль ведущего необходимо выполнять педагогу. По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию.
Материалы по педагогике:
Условия организации работы над выразительностью
чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...
Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и
социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...
Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией
Научные исследования в области теории и практики логопедии доказали, что проведение комплексного и своевременного обследования ребенка с речевой патологией позволяет точно выявить структуру имеющегося нарушения и определить адекватные пути, средства, методы коррекции дефекта. Экспериментальная част ...