Народная педагогика

Страница 2

Национальная одежда всегда отличается изяществом, простотой и изысканным сочетанием красок. Удивитель­но, но факт: изучая национальный костюм, нетрудно заметить взаимовлияние культур. Например, в одежде кубанских казаков немало деталей костюма горца (папа­ха, кинжал, бурка, черкесска, кушак, кубанка). Даже сочетание преобладающих красок у казаков-кубанцев бли­же к горскому (черный + красный), чем к запорожскому или донскому (синий + красный).

Образ жилища всех народов отражал не только его основное функциональное назначение, но и художествен­ный вкус. В зависимости от традиционных материалов использовались и соответствующие средства его эстети­зации. У русских, татар, башкир деревянные избы укра­шались резьбой, южно-украинские хаты и кумыкские сакли тщательно белились известью, жилища горных аулов украшались резьбой по камню. Особое место в эс­тетизации среды обитания отводилось художественному образу культовых зданий. Христианские церкви, ислам­ские мечети, еврейские синагоги, буддийские дацаны возводились па возвышенных местах и были в селениях не только архитектурной доминантой, но и главным ху­дожественным украшением. Особое место в архитектуре занимают мавзолеи и кладбища. «Городки мертвых» в Чечне, Ингушетии и Осетии, мавзолеи в Средней Азии и на Южном Урале, сооружения похоронного ритуала в Калмыкии и Бурятии восхищают нас величественностью, строгой простотой форм, рациональностью и заставляют лишний раз задуматься о бренности и быстротечности бытия.

Эстетический вкус народа формировался и в органи­зации пространственной среды обитания. Достаточно вспомнить великолепные дворики мусульманских мече­тей и духовных школ (медресе), украшенные деревьями, цветниками и фонтанами; дворы русских монастырей; главные площади казачьих станиц (майданы). Дворовые территории у большинства славянских и кавказских на­родов отличаются строгой иерархией построек, обеспе­чивающих комфорт не только семьи, но и домашних животных.

Даже предметы число утилитарного назначения — чашки, ложки, ножи — были у всех народов средствами эстетического воспитания. Мировую известность полу­чили изделия дагестанских чеканщиков, русской Хох­ломы и других художественных промыслов. Производ­ство художественных изделий (в т. ч. и ковроткачество) было таким масштабным, что можно смело говорит о художественном влиянии его на развитие молодежи.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Подготовка и проведение практического занятия
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическое занятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходило в форме лабораторной работы. Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала по теме, составлении развернутого конспекта, который основ ...

Требования к образованному человеку
Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной ...

Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению
Одним из важнейших условий успешной психологической адаптации в период младшего школьного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность ...

Навигация