Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовительную группу детского дошкольного учреждения.
При обследовании речи детей использовалась традиционная в логопедии методика (методика Л.А. Лопатиной). Схема обследования ребенка с ФФНР представлена в Приложении.
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ребенка группы. Обследование речи в детском саду проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, для подведения итогов работы.
Этапы обследования. В практической работе обследование речи детей проводится в следующей последовательности. Сначала мы изучаем речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие). Затем проводится индивидуальное обследование, при котором выявляют особенности речи ребенка.
Материал. Как правило, обследование проводится с использованием специального материала, подобранного и оформленного в соответствии с опубликованными в специальной литературе рекомендациями ведущих российских дефектологов. В логопедическом кабинете имеются специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению.
В настоящее время уже подобраны и оформлены серии картинок для проверки следующих групп звуков.
1-я группа - звонкие согласные в, б, д, г:
В - валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.
Б - банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен.
Д - дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.
Г - гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.
2-я группа - свистящие с, с', з, з', ц:
С - собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.
С' - листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.
3 - зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.
3' - земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.
Ц - огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.
3-я группа - шипящие ш, ж, ч, щ:
Ш - шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.
Ж - жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.
Ч - мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха.
Щ - щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.
4-я группа - сонорные л, л', р, р':
Л - лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.
Л' - лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.
Р - рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.
Р' - ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.
5-я группа - звук j в конце и начале слога:
Й - скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай.
Я (jа) - ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.
Е (jэ) - ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.
Ё (jо) - ёжик, ёлка, клеёнка, приёмник, бельё, ружьё.
Ю (jу) - юбка, юла, Юра, Юля, юрта.
На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) подобрано не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук.
Материалы по педагогике:
Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии
тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...
Методические разработки по теме «Бактерии»
Впервые бактерии были описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком. В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. К концу первых с ...
Специфика уроков истории в старших классах. Особенности
учебной деятельности старшеклассников
В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории: · Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 28 ...