При использовании предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.
При обследовании звукопроизношения используются также сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им предлогов, согласование членов предложения в роде, числе, падеже. Картинки подбираются так, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов.
Собранные данные заносятся в речевую карту ребенка.
Рассмотрим особенности проведения обследования речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и составления речевой карты ребенка в соответствии со схемой обследования детей с ФФНР, приведенной в Приложении в дипломной работе.
I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных
1. При изучении характера протекания беременности следует отметить:
токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);
хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);
простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);
применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);
влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.);
повышенный фон радиационного излучения;
употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).
2. При изучении характера протекания родов отмечают:
нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
слабость родовой деятельности матери;
применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;
наличие асфиксии (синей, белой);
травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);
резус-фактор (совместимость, отрицательный);
вес и рост ребенка при рождении.
3. При изучении раннего постнатального развития отмечают:
характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
характер "жизненного ритма" ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);
раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).
4. При изучении характера речевого развития следует отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.
II. Рекомендации к проведению логопедического обследования
1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления: источника звука.
2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий, содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: "Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами".
3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:
называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
соотношение картинки с цветовым фоном;
показ правой, левой руки;
показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).
4. Исследование состояния моторики.
Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).
В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность).
Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:
а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);
Материалы по педагогике:
Содержание курса
информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе ...
Образование как социокультурный феномен и
педагогический процесс
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процес ...
Диагностика умственных способностей
старших дошкольников
Изучив теоретические и методические аспекты данной литературы этой проблемы, мы перешли к практической части; определили цель и задачи: 1. Выявить условия эффективности развития умственных способностей старших дошкольников. 2. Провести диагностику уровня развития умственных способностей детей. 3. П ...