Работа над обогащением словарного запаса младших школьников

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над обогащением словарного запаса младших школьников

Страница 1

С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой предлагаем из опыта работы передовых педагогов задания следующего характера:

1) узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;

2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;

3) подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;

4) работа над прямым и переносным значением слов;

5) употребление речевых оборотов;

6) работа с пословицами и поговорками;

7) работа со словарями;

8) выполнение различных видов творческих работ.

Составление словосочетаний является очень эффективным видом закрепления новых слов, их значений, выработки навыков сочетаемости слов. Например:

1. Подбор к существительным, обозначающим предметы (вещи, людей, животных и т.д.); названий действий: мальчик (идёт, бежит, стоит, читает, пишет и т.д.); дерево (растёт, качается, зеленеет); снег (идёт, падает, тает) и т.д.

2. Подбор к глаголам, обозначающим действия, названий предметов: идёт (человек, машина, волк, снег); тает (лёд, снег, сахар); летит (птица, ракета, самолёт, спутник, космонавт) и т.д.

3. Подбор к двум или более названиям предметов слов, обозначающих действия или состояния предметов: лошадь идёт, скачет, стоит, а змея ползёт, лежит; ложка лежит, а стакан стоит; пером пишут, а лопатой копают; иглой шьют, а утюгом гладят; топором рубят, а пилой пилят и т.д.

4. Подбор к словам, обозначающим предметы, прилагательных со значением признака: яблоко красное, спелое, вкусное, большое; трава зелёная, высокая, густая; вода тёплая, холодная, горячая и т.д.

При выполнении таких упражнений следует учитывать особенности родного языка, различие в объёме значений и сочетаемости слов в русском и родном языках, предупреждать лексическую интерференцию. Например, во многих языках такие понятия как стоит и лежит, жаркий и горячий не дифференцируются. Оба понятия передаются одним словом, поэтому учащиеся могут сказать "стакан лежит", "книга стоит", "жаркий суп" и т.п.

Активизации словаря и закреплению изученной лексики помогает составление предложений и небольших рассказов по опорным словам. Учитель создаёт необходимые условия, чтобы ученик употребил изученное слово, составил с ним предложение. Предложение можно составить по вопросу учителя: Что делает тракторист? (Тракторист пашет поле). Когда убирают хлеб? Что делают топором? Вопросы могут быть различные в зависимости от того, какое слово и в какой форме нужно употребить в предложении.

Одной из разновидностей работы над предложением является распространение его словами, необходимыми для закрепления предложения: Колхозники убирают хлеб. Когда убирают хлеб? (Летом, осенью). Чем убирают хлеб? (Хлеб убирают комбайном). Снег тает. Когда тает снег? (Снег тает весной). Когда идёт снег? (Снег идёт зимой).

Учёт усвоенных слов Г.Г. Буржунов также отмечает (с.65) как необходимый приём обогащения активного словаря учащихся. Систематически проводимая проверка позволяет выяснить, как усвоены те или иные слова, умеют ли учащиеся пользоваться ими, употреблять в речи, какие именно значения усвоены, какие нет, какие ошибки допускаются в произношении, в правописании, в грамматических формах, в лексической сочетаемости. Такой дифференцированный учёт позволяет включать слабо усвоенные слова различного рода упражнения. Например, учитель отмечает, что некоторые учащиеся 2 класса не усвоили основные значения слова мыть и не умеют отличать его от глагола стирать, допускают ошибки в произношении мягких и твёрдых согласных перед гласными и на конце слова.

О.Е. Курлыгина (старший преподаватель, г. Москва) предлагает использовать тестовые задания с целью диагностики уровня развития пассивного и активного словаря нерусских учеников. Например:

Тестовое задание: подчеркни правильный ответ. [

1. Лоскуток - это. 1) маленький лось;

2) кусочек ткани или кожи;

3) небольшое помещение.

2. Украдкой - это. 1) незаметно;

2) красиво;

3) весело.

3. Землянка - это. 1) ягода;

2) жилище в земле;

3) берлога медведя.

4. Скалка - это. 1) деревянный валик для раскатывания теста;

2) прыгалки;

3) место сброса мусора.

5. Кадушка - это. 1) спальная принадлежность;

2) небольшая бочка;

3) кастрюля.

6. Дремать - это. 1) находиться в полусне;

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и прикладные задачи социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной педагогики ...

О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...

Отношение учащихся к урокам физической культуры в школе
В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от лично ...

Навигация