Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Послушайте рассказ.
Что такое совесть?
В школьном коридоре во время перемены ссорились две девочки. И одна другой запальчиво выкрикнула: "Бессовестная! Бессовестная!"
Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный - нет надежды, а бессовестный - нет чего? А что такое совесть?
Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке - и не может, и мучается от этого.
Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете человека без совести?
3. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2. В чужой лодке всегда больше рыбки.
3. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность).
Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения.
1. Сочинения на темы: "Моя любимая мамочка", "Мой самый любимый человек", "О моём друге", "Какие люди мне нравятся", "Тёплое слово и в мороз согреет", "У сильного всегда бессильный виноват", "Как можно позаботиться о близких людях" и т.д.
2. Прочитайте. Чем похожи эти произведения?
Вежливый человек
На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.
Внимательный человек
Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а потом сома пошла обедать.
Объясните значение слов вежливый и внимательный.
Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:
Садитесь, пожалуйста!
Ну что ты. спасибо. не надо.
Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!
Оживление на лице женщины гаснет.
Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте?
Напишите сочинение "Тактичный человек".
3. Творческий диктант.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел.
(К.Д. Ушинский.)
Что сказал Мите отец? Продолжите рассказ.
4. Творческий диктант.
Посмеялись над бабушкой.
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к бабушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Сухомлинский.)
Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.
Материалы по педагогике:
Организация в школе дней, недель, декад химии
Дни, недели, декады химии проводятся в школе с целью пропаганды химических знаний среди учащихся. Это не только и не столько популярные лекции, занимательные беседы. Это своеобразные праздник науки, подводящий итоги всей внеурочной работы по химии за продолжительный период. Проводятся эти мероприят ...
Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о
сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в
изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о ...