2) хлопнуть дверью;
3) искать маму.
7. Смущаться - это. 1) передвигаться;
2) располагаться в каком-то месте;
3) стыдиться.
8. Стрижка - это. 1) жена стрижа;
2) женщина-сторож;
3) прическа.
9. Аптечка - это. 1) маленькая аптека;
2) набор лекарств для оказания пер вой помощи;
3) работница аптеки.
10. Сугроб - это. 1) большая куча снега;
2) сильный снег с ветром;
3) танцевальный шаг.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.
Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.
Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью Г.В. Бобровская предлагает дать учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8-10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.
Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывается степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, художественной литературе, газетах и журналах), в радио - и телепередачах: верность, верный, верить; внимание, внимательный; гостеприимство, гостеприимный; гуманность, гуманный; доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба, дружный, дружить; жестокость, жестокий, ожесточиться; забота, заботливый, заботиться; ласка, ласковый, ласкать; милосердие, милосердный; ненависть, ненавистный, ненавидеть; нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка, насмешливый, насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, преданный; простота, простой; равнодушие, равнодушный; тактичность, тактичный; совесть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный; чуткость, чуткий; человечность, человечный; честь, честный; правда, правдивый; ложь, лживый, лгать.
Предлагаем упражнения, в которых используются слова данной тематической группы.
1. Прочитайте слова.
Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.
Выполните по образцу.
Явления природы: мороз,.
Профессии: агроном,.,.
Машины: комбайн,.
Человеческие отношения: доброта,.
К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Послушайте рассказ.
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа - оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого - дочь Нина, третьеклассница.
Однажды спросила Нина у бабушки:
Бабушка, когда Ваш день рождения?
Завтра, детка, - ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:
Куда ты несешь цветы?
Бабушке Арине. Сегодня ее день рождения.
Засмеялась Галя и говорит:
А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
А разве может быть ничья бабушка? (По В.А. Сухомлинскому.)
Что можно сказать о девочках?
Запись в словарики.
Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, окружающему.
2. Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике? Что они обозначают?
Д…бр…та, об…зательный, б…л…годарность, вр…ждебный, п…з…ботился, оск…рбить.
Материалы по педагогике:
Деловая игра как метод исследования в психологии
Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действи ...
Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...
Дисграфия на почве несформированности
фонематического анализа и синтеза
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...