В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время. За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по физическому воспитанию, нормативной базы, материально-технической базы физического воспитания в школе. Однако очень мало исследований, которые были бы посвящены выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического воспитания. В связи с этим, часть нашей работы мы посвятили этой теме.
В исследовании приняли участие 1219 школьников 5-11 классов, обучающихся в общеобразовательных школах г.г. Киева и Умани. Был использован метод анкетирования. Выборка была случайной, но была стратифицированной по возрасту и полу.
Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой вопрос: "Нравятся ли тебе уроки физкультуры?" Почти 90% ответили "да". В этом нет ничего удивительного, т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
Интерес к уроку физкультуры мы выясняли через другой вопрос: "Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?". Результаты ответов представлены в табл. 1. Оказалось, что не пропускают никогда только 27,3 ± 1,81% мальчиков и 3,6 ± 0,68% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками скорее всего связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в ответе "стараюсь не пропускать" - 25,3 ± 1,78%, что может свидетельствовать о том, что они хотели быть объективны и единичные пропуски связывали с болезнью или другими важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших исследованиях 52,6 ± 2,05%. С долей вероятности 95,45% можно утверждать, что от 48,5 до 56,7% достаточно регулярно посещают уроки физкультуры, однако в 5-м классе это количество больше - 68,5 ± 4,6%, в 6-м уже 51,2 ± 5%, в 7-м только 41,7 ± 4,9%, в 8-м - 48,8 ± 4,95%, в 9-м - 40,9 ± 4%, а в 10-м и 11-м начинает увеличиваться соответственно 67,2 ± 4,7% и 62,1 ± 4,84% (рис. 1). Регулярность посещения уроков физкультуры не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьника к уроку физкультуры, но и с выполнением обязанности его посещать, чтобы избежать порицания со стороны взрослых. Наибольшую "добросовестность" поэтому проявляют пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив - избежать низкой оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата. Вероятность этих причин, заставляющих мальчиков посещать уроки физкультуры весьма велика, т.к. они затем высказывают, что им не нравится на уроках физкультуры.
Рис. 1. Возрастная динамика количества мальчиков не пропускающих и старающихся не пропускать уроки физкультуры, а также пропускающих иногда
Это также подтверждается динамикой ответов "пропускаю иногда". На рис. 1 видно как уменьшается количество пропусков занятий по физкультуре в старших классах и уменьшается желание не пропускать уроки в средних классах.
Таблица 1. Как часто школьники пропускают уроки физкультуры
Варианты ответов |
Класс | ||||||||||||||||
5 (n = 111) |
6 (n = 163) |
7 (n = 134) |
8 (n = 142) |
9 (n = 312) |
10 (n = 190) |
11 (n = 167) |
Всего (n = 1219) | ||||||||||
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д | ||
63 |
48 |
84 |
79 |
65 |
69 |
62 |
80 |
157 |
155 |
82 |
108 |
71 |
96 |
584 |
635 | ||
Регулярно |
n |
3 |
2 |
- |
- |
3 |
6 |
2 |
4 |
6 |
7 |
4 |
8 |
3 |
13 |
21 |
40 |
% |
4,7 |
4,1 |
0 |
0 |
4,6 |
8,6 |
3,2 |
5,0 |
3,8 |
4,5 |
4,8 |
7,4 |
4,2 |
13,5 |
3,5 |
6,3 | |
Освобожден по болезни |
n |
8 |
6 |
10 |
14 |
5 |
13 |
4 |
6 |
17 |
40 |
10 |
23 |
8 |
17 |
62 |
119 |
% |
12,6 |
12,5 |
11,9 |
17,7 |
7,6 |
18,8 |
6,4 |
7,5 |
10,8 |
25,8 |
12,2 |
21,3 |
11,2 |
17,7 |
10,6 |
18,7 | |
Иногда |
n |
9 |
25 |
31 |
27 |
30 |
22 |
26 |
43 |
70 |
83 |
13 |
31 |
16 |
28 |
195 |
259 |
% |
14,2 |
52 |
36,9 |
34,1 |
46,1 |
31,9 |
41,9 |
53,7 |
44,5 |
53,5 |
15,8 |
28,7 |
22,5 |
29,1 |
33,3 |
40,7 | |
Стараюсь не пропускать |
n |
20 |
11 |
21 |
38 |
17 |
26 |
14 |
24 |
20 |
25 |
28 |
37 |
28 |
33 |
148 |
195 |
% |
31,7 |
22,9 |
25 |
48,2 |
26,1 |
37,7 |
22,5 |
30 |
12,7 |
16,2 |
34,1 |
34,2 |
39,4 |
34,3 |
25,3 |
30,7 | |
Не пропускаю никогда |
n |
23 |
4 |
22 |
0 |
10 |
2 |
16 |
3 |
44 |
0 |
27 |
9 |
16 |
5 |
158 |
22 |
% |
36,8 |
3,5 |
26,2 |
0 |
15,6 |
3 |
26 |
38 |
28,2 |
0 |
33,1 |
8,4 |
22,7 |
5,4 |
27,3 |
3,6 |
Материалы по педагогике:
Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...
Каковы достоинства оригами
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи ...
Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и
методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...