Психологические основы письменной речи на старшем этапе

Страница 1

В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста.

Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками. Психофизиологической основой письменной речи как деятельности является взаимодействие двигательного, зрительного и слухоречемоторного анализаторов. Письмо как вид речевой деятельности возможно на основе связей двигательных, зрительно-графических и речемоторно-слуховых образов языковых явлений. Эти связи реализуются в графических каллиграфических навыках – «материальной» базе письменной речи.

Овладение письменной речью на родном языке опирается на владение учащимися устно-речевыми механизмами.

Письменная речь регистрирует устную, корректирует ее, способствует развитию логического мышления, помогает выявлять исправлять и объяснять ошибки, содействует более прочному запоминанию.

Письменная речь связана также с чтением, потому что в психофизиологическом механизме чтения и письма есть общие элементы: зрительно-графические и слухо-речемоторные образы языковых явлений. Поэтому эти два вида речемоторной деятельности взаимно поддерживают друг друга: написание есть кодирование мысли графическими знаками, чтение есть перекодирование графических знаков в слухо-речемоторный код внутренней речи (при чтении про себя) или во внешнюю речь - при чтении вслух.

Письмо представляет собой сложный вид речевой деятельности. Трудность овладения письмом объясняется тем, что в нем отражен не только самый сложный – внешний письменный – способ формирования и формулирования мысли, но также и тем, что оно предполагает усвоение нового способа фиксации результатов отражения действительности, то есть ее графического представления. Этот вид речевой деятельности реализует письменное общение, опосредованное временем и расстоянием. Очевидно, что обучение этому виду деятельности на иностранном языке представляет самостоятельную, достаточно сложную задачу обучения. С позиции теории речевой деятельности, разработанной в трудах Зимней И.А., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., письменная речь представляет собой частный способ реализации речевой деятельности, ее продуктивный вид, в процессе которого происходит формулирование мысли и передача ее читателю в письменной форме.

Следовательно, письменная речь – это не просто речь, которая переведена в графические символы. Это независимый, со своими собственными правилами грамматики и построения письменного текста – письменный процесс, в продукте которого мы заинтересованы. В рамках коммуникативного подхода письменная речь воспринимается как социальное действие. Письменный процесс выступает как способ к информационному посредничеству: один человек сообщает что-то другому, в центре этого линейного процесса как продукт стоит информация: пишущий (отправитель), текст (информация), читающий (получатель, адресат).

Этот аспект продуктивности письменной речи является очень важным для обучения студентов письменной речи. По утверждению психологов (Выготского Л.С., Зимней И.А., Леонтьева A.A., Рубинштейна С.Л.) любой вид речевой деятельности характеризуется трехчастностью, поэтому и письменная речь как один из видов речевой коммуникации трехчастна. Ей присущи побудительно-мотивационная побуждающая, аналитико-синтетическая формирующая и исполнительная результирующая части.

Побудительно-мотивационная часть основывается на общей потребности человека в вербальном общении. В ее основе лежит целая система внеречевых факторов, образующих мотивацию. Мотив письменной речи – коммуникация, цель – передача информации, создание мыслительной задачи для других. Потребность общения, то есть коммуникативная потребность, выявленная в мотив, реализуется в цели письменной коммуникации. В письменной речи, как и во всякой деятельности человека, побуждения рассматриваются в качестве детерминирующего начала. Где нет этих побуждений, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Побуждения вызывают речевой акт как под влиянием внешней среды, так и в результате внутренней потребности субъекта сообщить о некотором событии, разъяснить какое-нибудь явление, доказать свою точку зрения. В результате срабатывания побуждения создается замысел высказывания.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей
В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение". Наиболее употребительное толкование заключается в том, что личностно ориентированный подход в педагогике – это ...

Значение подвижных игр в формировании основных движений у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильное организованное физическое воспитание, одной из основных задач которой является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование ...

Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников
Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу. Экспериментальная работа проводилась в период ...

Навигация