В последние несколько лет много говорят о необходимости обучения письменной речи в средней школе наряду с другими видами речевой деятельности. Очевидно, что письменная речь перестает выполнять лишь вспомогательную роль в обучении иностранному языку. В новом стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку наряду с умением заполнить формуляр, анкету, подписать открытку, написать письмо, кратко изложить содержание прочитанного от учащихся требуется умение «рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства». Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию письменных сообщений с очень разной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой.
Тем не менее, можно заметить, что в существующих на сегодняшний день УМК этой стороне обучения иностранному языку практически не уделяется внимания, в лучшем случае, помимо темы сочинения учебник предлагает план работы над ним.
В этих условиях учителю приходится самостоятельно искать пути решения проблемы, искать ответы на вопросы, прежде всего – как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был в нем активным деятелем и не просто складывал буквы в слова, слова – в предложения, не просто писал ответ на заданную учителем тему, а пытался бы найти средства для выражения собственной мысли, индивидуальность своего самосознания - осуществлял бы собственный замысел.
Таким образом, актуальность темы данной работы определяют:
- рост требований, предъявляемых к письменной речи учащихся;
- большой потенциал творческой письменной речи для повышения уровня владения иноязычной речью;
- отсутствие разработанных систем упражнений для обучения творческой письменной речи.
Целью данной работы является разработка методики формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
изучить теоретические материалы, посвященные проблеме обучения письменной речи;
рассмотреть подходы к формированию письменной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку;
изучить методы и приемы работы с письменными произведениями;
разработать и экспериментально опробовать методические рекомендации по формированию умений описания и рассуждения в письменной речи.
Объектом исследования является процесс формирования и развития письменной речи учащихся старших классов.
Предметом исследования выступает письменные сообщения на английском языке.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование умений описания и рассуждения будет проходить эффективнее, если:
использовать сочетание таких подходов как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based);
представить и последовательно отработать с учащимся структуру написания сочинения;
перед написанием сочинения учащимся предложить речевые памятки и опоры.
Цели и задачи данной работы определили выбор таких методов исследования, как изучение и анализ психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме обучения иноязычной письменной речи, анкетирование учащихся, обучающий эксперимент и др.
Теоретической основой исследования послужили положения, разработанные в научных трудах по теории и методике обучения письменной речи и психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней даются методические рекомендации по совершенствованию иноязычной письменной речи, которые могут быть использованы на уроках английского языка.
Материалы по педагогике:
Оригами и медицина
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышлен ...
Индивидуальный план прохождения педагогической практики
В 6 «а», 7 «б», 7 «а», 8 «в» и 10 «б» классах МОУ СОШ № 1 с. Питерка студентки 4 курса 411 группы социологического факультета Касицыной Дарьи Александровны Дата Наименование вида работы Отметка о выполнении работы Примечание 28.08.10. ознакомилась с Уставом МОУ СОШ «с. Питерка.» выполнено 7.09.10. ...
Роль игры в коррекции фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. "Для ребят дошкольного возраста - писала Н.К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания". Такое же большое значение игре в жизни дошкол ...