Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.

Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику.

Затем идет письменное описание картинки, фотографии, а вторым этапом предлагается «сочинить» свою историю, которую может проиллюстрировать эта картинка или фотография, например, учащимся предлагают оценить соответствие выражения лица – настроение героя – доминирующему цвету картинки, или настроению других возможных на картинке людей.

Для формирования умений описания в письменной речи мы считаем возможным использование сочетания таких подходов к обучению письменному высказыванию как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based). В теории обучению иностранным языкам эти два подхода нередко противопоставлялись.

Сторонники коммуникативного метода пытались доказать, что самостоятельное создание собственного текста есть тот единственный путь, с помощью которого можно научить самостоятельному письменному высказыванию. Использовали следующие шаги:

- обсуждение темы и ее конкретизация;

- обсуждение темы в виде «мозгового штурма»;

- конкретизация тематических разделов в виде логически организованного плана;

- написание абзаца и работа над ним в виде повторного переписывания (drafting and redrafting);

- написание остальных абзацев с обязательным повторным переписыванием неудачных фрагментов;

- подготовка целостного письменного высказывания;

- презентация собственных письменных высказываний;

- обсуждение опыта создания письменных высказываний.

Обучение самостоятельному письменному высказыванию на основе готового текста-образца проходит более традиционно:

- предъявление текста-образца;

- чтение текста-образца с полным пониманием;

- анализ структуры текста-образца (составляющие его части);

- обсуждение логики текста-образца (причинно-следственная организация текста);

- работа с языковым материалом текста-образца и поиск средств выразительного письма;

- письменное воспроизведение текста-образца;

- задание на подражание тексту-образцу;

- сравнение текста-подражания и текста-образца.

На завершающем этапе обучения, там, где речь идет о формировании сложных умений письменной речи, основной опорой продуцирования письменного высказывания становится текст. Обучение письменной речи с опорой на текст-источник, предъявляемый неоднократно, предполагает определенную систему заданий, выполнение которых тоже проводится с опорой на текст:

Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста.

Составьте письменное высказывание-рассуждение относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата.

Составьте письменное высказывание-аргументацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.

Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстрированных материалов к нему.

Составьте реферат текста.

Составьте аннотацию текста.

Подготовьте план-конспект устного выступления по теме (содержанию) текста или проблеме, освещаемой в тексте.

Возможность неоднократного возвращения к тексту-источнику в ходе выполнения коммуникативно направленного письменного задания дает основу для выработки у учащихся навыков и умений в области параллельного анализа смысловых и формальных, языковых показателей текста.

Оба подхода к обучению письменной речи оказываются полезными и необходимыми. С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных текстов можно эффективно научить школьников творческому письму.

Материалы по педагогике:

Технология проектирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектиров ...

Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...

Особенности индивидуального стиля у тренеров
Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля тренера. В тренерах с активным положительным отношением к труду и высоким уровнем педагогического мастерства, но разными ...

Навигация