Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.
Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику.
Затем идет письменное описание картинки, фотографии, а вторым этапом предлагается «сочинить» свою историю, которую может проиллюстрировать эта картинка или фотография, например, учащимся предлагают оценить соответствие выражения лица – настроение героя – доминирующему цвету картинки, или настроению других возможных на картинке людей.
Для формирования умений описания в письменной речи мы считаем возможным использование сочетания таких подходов к обучению письменному высказыванию как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based). В теории обучению иностранным языкам эти два подхода нередко противопоставлялись.
Сторонники коммуникативного метода пытались доказать, что самостоятельное создание собственного текста есть тот единственный путь, с помощью которого можно научить самостоятельному письменному высказыванию. Использовали следующие шаги:
- обсуждение темы и ее конкретизация;
- обсуждение темы в виде «мозгового штурма»;
- конкретизация тематических разделов в виде логически организованного плана;
- написание абзаца и работа над ним в виде повторного переписывания (drafting and redrafting);
- написание остальных абзацев с обязательным повторным переписыванием неудачных фрагментов;
- подготовка целостного письменного высказывания;
- презентация собственных письменных высказываний;
- обсуждение опыта создания письменных высказываний.
Обучение самостоятельному письменному высказыванию на основе готового текста-образца проходит более традиционно:
- предъявление текста-образца;
- чтение текста-образца с полным пониманием;
- анализ структуры текста-образца (составляющие его части);
- обсуждение логики текста-образца (причинно-следственная организация текста);
- работа с языковым материалом текста-образца и поиск средств выразительного письма;
- письменное воспроизведение текста-образца;
- задание на подражание тексту-образцу;
- сравнение текста-подражания и текста-образца.
На завершающем этапе обучения, там, где речь идет о формировании сложных умений письменной речи, основной опорой продуцирования письменного высказывания становится текст. Обучение письменной речи с опорой на текст-источник, предъявляемый неоднократно, предполагает определенную систему заданий, выполнение которых тоже проводится с опорой на текст:
Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста.
Составьте письменное высказывание-рассуждение относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата.
Составьте письменное высказывание-аргументацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.
Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстрированных материалов к нему.
Составьте реферат текста.
Составьте аннотацию текста.
Подготовьте план-конспект устного выступления по теме (содержанию) текста или проблеме, освещаемой в тексте.
Возможность неоднократного возвращения к тексту-источнику в ходе выполнения коммуникативно направленного письменного задания дает основу для выработки у учащихся навыков и умений в области параллельного анализа смысловых и формальных, языковых показателей текста.
Оба подхода к обучению письменной речи оказываются полезными и необходимыми. С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных текстов можно эффективно научить школьников творческому письму.
Материалы по педагогике:
Основные факторы, определяющие деятельность учащихся
Начнем разговор с семьи и ее социального окружения. Ныне основная масса родителей – это образованные люди, имеющее как правило среднее или высшее образование. Выросли материальная обеспеченность и социальное благополучие каждой семьи. Большая роль отводится в деле воспитания трудовым коллективам и ...
Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...
Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...