Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтом мы нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
Итак, они разные. А основные различия, можно обобщить в такие группы:
1) биологические – анатомо-физиологические и психофизиологические особенности строения и функционирования организма;
2) социальные: подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины, мужа-жены, отца-матери в обществе;
3) исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы, влияющие на сегодняшнюю судьбу девочки-девушки-женщны, мальчика-юноши-мужчины;
4) психолого-педагогические: отношения к девочке и мальчику в окружающей микросреде и – вся система воспитания дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях.
Как же эти особенности преломляются в повседневной деятельности школьного педагога - учителя начальных классов.
Отметим здесь два аспекта: аспект общей организации совместной воспитывающей деятельности и аспект специальной заботы педагога о правильном взаимоотношении полов.
Первый аспект
предполагает достижение общей цели воспитания – создание условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценостно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного (школьного) коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и «Огоньки», трудовые десанты и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря труда и отдыха, прогулки на природу и чаепития «под зелёной лампой»…Да много ёще чего есть увлекательного для школьников-малышей, подростков, старшеклассников.
Вот примеры. Московский учитель Л.А. Нотов последовательно демонстрирует свою подлинную позицию мужчины: всегда берет на себя и на мальчиков (юношей) физически и технически трудную работу, при входе в класс галантно пропустит девочку вперед, никогда не говорит с девочкой сидя, подаст отвечающей девочке мел, легко скажет комплимент, поспешит поднять упавшую вещь.
Шестиклассницы с возмущение прибежали к учителю-мужчине жаловаться на «плохое поведение» мальчишек: «Александр Сергеевич! А наши мальчишки не джентльмены, они….» (дальше следовал большой перечень «прегрешений»). А он с невозмутимым спокойствием ответил: «Джентльмены бывают там, где есть дамы! Может не только мальчики, но и вы в чем-то не на высоте а?» Девочки вмиг посерьезнев, задумались.
Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей ит.д. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.
Материалы по педагогике:
Детский фольклор как культурно-исторический феномен
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного про ...
Деловая игра как метод исследования в психологии
Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действи ...
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...