В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений.
В обучении письму можно выделить три этапа:
1 овладение графикой;
2 освоение структурных моделей, моделей предложений;
3 овладение письменной речью как средством общения.
Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.
Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросо-ответным умениям, выборочному переводу и др.
Речевые упражнения направлены на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.
В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:
передача в письменном высказывании главной мысли;
выбор способа передачи главной мысли – индуктивный или дедуктивный;
передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;
правильное (нормативное) оформление текста;
использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;
выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;
соблюдение логики изложения;
учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;
умение показать культуроведческую осведомленность в письменных текстах страноведческой тематики и др.
Речевые письменные упражнения можно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:
1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):
воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам);
письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;
составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений;
2) репродукция содержания с опорой на текст:
письменные вопросы к тексту;
составление плана (в форме вопросов или номинации);
дополнение или сокращение текста;
озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;
трансформация диалога в монолог;
видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);
характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.;
3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:
описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма;
написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;
написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов;
составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах);
составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.;
4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное):
составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом);
изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации;
Материалы по педагогике:
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в
изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о ...
Анализ программ по физической культуре
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ – с учетом будущей профессиональной деятельности. П ...
Изучение влияния компьютерных игр на интеллектуальное развитее подростков
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 ст. Ленинградской Ленинградского района в 9 «Д» классе. Для реализации собственного исследования нами было проведено анкетирование с учащимися старших классов. В анкетировании приняли участие 12 обучающихся школы. Среди респондентов 5 деву ...