Схема матбоя.
Математический бой - это соревнование двух команд в решении нестандартных задач, подобранных жюри, в умении рассказывать решение у доски и в умении проверять чужие решения.
Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных помещениях в течении заданного времени. Таким образом, матбой состоит из двух частей: решение задач и собственно боя.
Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают вызовы: одна называет номер задачи, решение которой она желает услышать, другая сообщает, принят ли вызов. Обычно команды вызывают друг друга по очереди.
Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда - оппонента для проверки решения. Командам могут даваться минутные перерывы для помощи докладчику или оппоненту.
Если вызванная команда отказалась, то она вызвавшая команда должна сама рассказать решение задачи. При этом если оппонент докажет, что у докладчика нет решения, то вызов считают некорректным. Тогда вызвавшая команда должна повторить вызов.
Команда может отказаться делать очередной вызов (если у нее не осталось решенных задач и не хочет делать некорректный вызов). Тогда другая команда получает право рассказывать решения любых задач, оставшихся не разобранными.
После каждого выступления жюри дает командам очки как за доклад, так и за оппонирования.
1.Предельное число выходов к доске одного человека (обычно два).
2.Число минутных перерывов (обычно три).
3.Примерное время на доклад (обычно пятнадцать мин.), после которого жюри решает, дать еще время или передать слово оппоненту.
4.Можно ли оппоненту дополнять докладчика, если он не нашел пробелов в решении (обычно «нет»).
5.Какую разницу очков считать ничейной (обычно не больше трех).
6.Какой круг фактов и методов можно использовать без доказательства.
7.Можно ли пользоваться литературой и калькуляторами во время решения задач (обычно «да»).
8.Можно ли выходить к доске с записанным решением (обычно «да»).
НАЧАЛО БОЯ.
Когда время на решение задач истекло команда и жюри собираются вместе.
Целесообразно создать обстановку (расставить столы) для удобного общения членов команд и жюри (рис. 1).
Команда 1
Капитаны сообщают названия команд. На доске изображается таблица результатов.
Номер задачи |
Очки команды |
Вызов |
Очки команды |
Очки жюри |
Существуют ограничения на общение участников, которые показаны на схеме (Рисунок 2: например, оппонент может общаться только с докладчиком и жюри, а капитан - только со своей командой и с жюри).
Примеры задач и игр для конкурса капитанов
1. Сколько существует трехзначных чисел?
2. На столе лежат 20 спичек, двое по очереди берут 1 или 2 спички. Побеждает тот, кто берет последнюю спичку.
3. Газету разорвали на 3 части, потом 1 из частей разорвали еще на 3 части, и так делали 40 раз. Сколько получилось частей?
4. Полный бидон молока весит 30 кг., а наполненный наполовину 15,5 кг. Сколько весит бидон?
5. Разрежьте квадрат на 5 прямоугольников, чтобы у соседних прямоугольников стороны не совпадали.
6. Найдите хотя бы 1 решение неравенства 0,01<x<0,011.
7. Сколько диагоналей в правильном семиугольнике?
8. В строке написано несколько минусов. Двое по очереди переправляют один или два соседних минуса на плюс. Выигрывает тот , кто переправит последний минус.
9. Замените звёздочки числами так , чтобы сумма любых трёх соседних чисел равнялась 20.
7, *, *, *, *, *, *, 9
10. Известно, что дробь
В*А*Р*Е*Н*Ь*Е
К*А*Р*Л*С*О*Н
Равно целому числу, где разные буквы обозначают разные цифры, а между цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь?
11. Три охотника варили кашу. Один положил 2 кружки крупы, второй - 1 кружку, а у третьего крупы не было. Они съели кашу поровну. Третий охотник и говорит: «Спасибо за кашу! У меня осталось 5 патронов, - и вот вам задача: как поделить патроны в соответствии с вашим вкладом?»
12. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20 день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера?
13. Есть 2 сковородки на каждой помещается 1 блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина жариться 1 минуту за какое наименьшее время можно это сделать?
14. Два мальчика хотели купить книгу. Одному из них не хватало 27 копеек, а второму - 1 копейки. Они сложили свои деньги, но денег всё равно не хватило. Сколько стоит книга?
Материалы по педагогике:
Проблема педагогической технологии в исторической
ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...
Содержание курса
информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе ...
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению
математики повышенный интерес и способности
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний уча ...