При разработке методики констатирующего эксперимента были использованы задания и серии заданий из методик Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Л.Г. Парамоновой.
Анализ научно-теоретических предпосылок, а также психологических особенностей исследуемых детей позволил обозначить цель проведения констатирующего эксперимента: определить состояния процесса письма и сформированности языкового анализа и синтеза у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Методика констатирующего эксперимента включала:
1. исследование умения анализировать предложения на слова
2. исследование умения делить слова на слоги
3. исследование фонематического анализа, синтеза и представлений:
Определение места звука по отношению к др. звукам слова (последовательный и позиционный звуковой анализ)
Определение кол-ва звуков в словах
Придумывание слов, состоящих из определенного кол-ва звуков
4. исследование навыков письма:
Запись под диктовку букв, слогов;
Запись под диктовку слов;
Диктант
Для решения поставленной цели констатирующего эксперимента было обследовано 32 ученика вторых классов общеобразовательных школ города Минска № 92, № 33. Исследования проводилось в феврале 2010 года.
Результаты выполнения заданий детьми обрабатывались с учетом одной из поставленных задач исследования: провести диагностику детей для определения состояния процесса письма и сформированности навыков языкового анализа и синтеза-, а также в соответствии с теоретическими данными специальной литературы, освещающей вопрос о характере специфических ошибок и механизмах возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Анализируя результаты выполнения серии письменных заданий, можно сказать, что наиболее характерными ошибками при выполнении письменных заданий были пропуски гласных, пропуски согласных при их стечении, пропуски слогов, замены гласных и согласных близкими по акустическому признаку, нарушения маркировки предложения.
Проанализировав и подсчитав допущенные специфические ошибки младшими школьникам, можно установить определенные закономерности и "приоритетность" одних ошибок над другими при данном виде дисграфии. Так, пропуски и замены составляют большую долю из вех допущенных ошибок в письменных работах.
Рис. 2.1. Ошибки, опущенные при выполнении письменных работ младшими школьниками, в процентном соотношении.
Проанализировав же результаты выполнения первого блока заданий, направленных на исследование фонематического анализа и синтеза, можно сказать следующее. Наибольшие затруднения вызвали задания на позиционный звуковой анализ слов. Большая часть детей справлялась с выделением первого и последнего звука в слове, дальнейший позиционный вид звукового анализа оказывался недоступным, другим детям в целом данный вид анализа оказывался в целом недоступным. Так, более половины детей имеют трудности или вовсе не владеют элементарными и основными операциями фонематического анализа и синтеза.
При анализе выполнения заданий на исследование навыков языкового анализа и синтеза были получены следующие результаты: 63,2% младших школьников не справились с большей частью заданий, лишь 36,8% справились частично и со специфическими ошибками.
Таким образом, результаты выполнения заданий на исследование навыков языкового анализа и синтеза и на исследование навыков письма коррелируют. У всех детей, у который оказался недостаточно сформирован навык языкового анализа и синтеза или же вовсе оказался несформированным, закономерным явилось и появление специфических ошибок на письме.
Таким образом, были выявлены особенности состояния процесса письма у младших школьников и определена зависимость состояния процесса овладения письмом и состоянием языкового анализа и синтеза и была реализована цель исследования в плане экспериментальной проверки необходимости проведения определения направления коррекционной работы в зависимости от вида дисграфии.
Материалы по педагогике:
Изучение влияния компьютерных игр на интеллектуальное развитее подростков
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 ст. Ленинградской Ленинградского района в 9 «Д» классе. Для реализации собственного исследования нами было проведено анкетирование с учащимися старших классов. В анкетировании приняли участие 12 обучающихся школы. Среди респондентов 5 деву ...
Опыт совершенствования организации учебного процесса
Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное е ...
Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...