Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Материалы о педагогике » Сказка как средство развития личности ребенка » Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Страница 3

В Туле также проводятся развивающие занятия со сказками (методика Ю.Л. Линецкого): устраиваются диалоги с обсуждением прочитанного, показываются репродукции картин известных художников, иллюстрирующие тему занятия, используются элементы музыкотерапии. Возьмём, к примеру, урок, который называется «Быть честным с самим собой». На нём читается отрывок из любой сказки (например, «Сказка о трёх топорах»), где героя выручает его честность. Затем задаются вопросы:

— Как вы понимаете слова: «Надо быть всегда честным, тогда на душе будет спокойно и радостно». А если кто-то другой обманывает, то на душе у него неспокойно и тяжело?

— Как вы думаете, может ли быть источником настоящей радости чужое горе?

— Как вы понимаете фразу: «Честным в первую очередь нужно быть с самим собой»?

Затем предлагается ряд игр и упражнений, после чего рассказывается ещё одна сказочная история — притча про мальчика-пастуха, который от скуки кричал: «Волки! Волки!» И односельчане, поначалу сбегавшиеся на его крики, перестали ему верить. Так что, когда действительно появился волк, мальчику ни-

кто не помог защитить овец. После рассказа вновь задаются вопросы, с разных сторон «разминающие» тему честности:

— Как вы думаете, почему люди не прибежали к мальчику на подмогу?

— Чем рискует человек, говорящий неправду?

— А если человек внутренне сильный, будет он кого-то обманывать?

Дальше тема усложняется. Школьникам предлагается рассмотреть ситуации, когда обман оправдан (так называемая «ложь во спасение»). В конце урока происходит работа с ассоциациями, то есть ещё сильнее активизируется сфера бессознательного: детей просят придумать, с каким цветом (запахом, формой) ассоциируются у них слова «обман» и «правда», а также зарисовать свои ассоциации.

Весьма результативна сказкотерапия и в работе с «особыми» (в частности, умственно отсталыми) детьми. «Сказка оказывает колоссальное коррегирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжёлой умственной отсталостью, — утверждает О. Смирнова. — Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту». Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Гиперактивного ребёнка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шёпотом.

Занятия по сказкотерапии по методике О.Смирновой проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки (для детей с отклонениями в умственном развитии это представляет очень серьёзную трудность). Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. В наше время, когда детей с мультидефектами становится всё больше, подобные методики пользуются повышенным спросом.

Интересен и опыт психологической помощи тяжело болеющим детям, о котором рассказали в своей брошюре «Доктор Кукла» А.Греф и Л.Соколова. Доктор Кукла — это большая, ростом с ребёнка, кукла клоуна-врача по имени Лука Лукич. Этот «доктор» приходит к детям в больницу, старается поднять им настроение, снизить стрессы, тревожность или агрессивность, в игровой форме приучить к необходимым, часто неприятным медицинским процедурам.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...

Возрастные аспекты воспитания и обучения
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростков ...

Воспитательная работа
За время прохождения практики мною было проведено два воспитательных мероприятия с учащимися; «Алкоголь и подростки» и «Питерская земля - это родина моя!». Первое мероприятие было посвящено правовому воспитанию подростков, поэтому было проведено в 6–7 классах, так как этот возраст школьников, более ...

Навигация