Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их взрослые способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделить как общие так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.
Руководя дидактическим играми детей 6 лет, воспитатель опирается на возрастные особенности. Чаще отбирают игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, сообразительность, выдержка, воля.
Роль ведущего в играх поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организация обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности.
Дети в этом возрасте с удовольствием играют в дидактические игры как на занятия, так и в свободные часы. Воспитатель может делать новые игры в том случае, если у ребят имеются необходимые для решения игровых задач знания. Принципы отбора игр остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.
При анализе проведенной игры педагог обязательно отмечает нравственное поведение детей, как они помогали друг другу во время игры, хвалились ли за свои успехи, были ли нетерпеливыми, не перебивали ли своих товарищей.
К изготовлению дидактических игр воспитатель может подключить детей этого возраста, очень важно педагогу продумать, какой иллюстративный материал будет нужен, какие предметы предстоит детям сделать. При помощи этой работы у детей воспитывается трудолюбие, развиваются навыки ручного труда и, может быть, самое главное, формируется чувство ответственности за порученное дело, а это очень важно при учебе в школе.
Дидактические игры являются одним из путей создания игрового замысла в творческой игре. Предметы, атрибуты, эмблемы, с которыми дети знакомятся в дидактической игре, они используют затем в своих самостоятельных играх, а это, в свою очередь, повышает интерес к другим занятиям.
Таким образом, и в подготовительной группе воспитатель активно руководит дидактической игрой. Здесь игра шире используется: как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам - в этом их развивающая роль.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра, она не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей". (7, 318).
Игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений между детьми (воспитание коллективизма).
Дидактические игры четкой классификации и группировки по видам пока не имеют. Их различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру: дидактическая задача, игровая задача - цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат.
Дидактические игры создает педагог - в этом характерная особенность этих игр. Они помогают усвоению математических представлений.
Материалы по педагогике:
Теория и практика организации управления процессом педагогической
деятельности
Управление рассматривают, как целенаправленное, планомерное воздействие извне на организованный объект или процесс перевода системы из одного состояния в другое. Каждый современный руководитель стремится постичь науку управления, овладеть его научными методами, в совершенстве изучить объект управле ...
Изучение и совершенствование выразительности речи
младших школьников
Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу. Экспериментальная работа проводилась в период ...
Фортепианная соната – «лаборатория» бетховенского творчества
Самым значительным и излюбленным жанром фортепианной музыки для Бетховена была соната, в наибольшей мере отвечавшая симфоническому характеру его мышления. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...