а) заданная коммуникативная ситуация – задача: текст письма, рекламы, объявления и т.п.;
б) содержательные опоры для выполнения задания, предписывающие, какие коммуникативные задачи должны быть решены учеником при написании собственного текста (ответ на письмо, запрос дополнительной информации, письмо читателя и т.п.).
Формулировка содержательных опор для написания собственного текста может варьироваться в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. Для начинающих это могут быть развернутые предложения, дающие много подсказок, для учащихся продвинутого уровня опоры носят свернутый характер, а коммуникативные задачи усложняются.
Цели овладения письменной речью, а также подход к оценке письменных работ учащихся в родном и иностранных языках во многом совпадают. Они оцениваются по следующим критериям:
а) содержательная сторона: соответствие высказывания теме, решение коммуникативной задачи, стилистическое соответствие;
б) формальная сторона речи: соблюдение норм грамматики, орфографии, пунктуации.
Однако критерии оценки, традиционно использующиеся при проверке авторских текстов учащихся, не способствуют формированию умений самоконтроля и самооценки, так как они сформулированы слишком обобщенно и могут использоваться лишь специалистами-преподавателями.
Так, например, Капинос В.И., оценивая содержание высказывания в письменных работах учащихся, учитывает следующие критерии:
- соответствие высказывания теме, наличие в нем определенной коммуникативной установки, замысла, основной мысли;
- соответствие стиля и типологической структуры текста теме и основной мысли высказывания;
- композиционная стройность, логичность и последовательность высказывания…
3. Деятельностный (коммуникативный, содержательно-смысловой) подход.
В данном подходе деятельность письма и пишущий находятся в центре учебного процесса. Письмо рассматривается как творческий, нелинейный процесс, в ходе которого происходит осознание и формулировка мыслей. Целью работы является продукция текста на основе индивидуального творчества ученика или учебной группы. Такая работа требует многократной переделки, редактирования написанного с целью сделать свои мысли максимально понятными читателю и выполнить коммуникативную задачу. Этот подход очень продуктивен при изучении иностранного языка.
Роль учителя при таком подходе заключается в:
мотивации учащихся к творческой работе;
ознакомлении их с различными стратегиями работы;
ознакомлении с приемами редактирования и корректирования текстов.
Творческое письмо дает возможность учащимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознавать межкультурные различия, использовать собственные тексты для тренировки умений в чтении и говорении.
Продуктивное письмо может использоваться уже на раннем этапе обучения.
В качестве стимула могут быть использованы:
1. Предметы (игрушки, предметы быта, сувениры и т.п.).
Например, напишите историю от имени предмета на тему «Что мне больше всего нравится/не нравится» и т.п.
Различные фотографии, картинки или их фрагменты. Например, «войдите в картину» и опишите ее «изнутри»
Тексты (предложения), к которым надо придумать начало, окончание, ввести новых действующих лиц и т.п.
Фрагменты музыкальных произведений. Например, после прослушивания музыкального фрагмента напишите, где звучит музыка, кто ее слышит, нравится она или нет и т.п.
Ознакомление учащихся с различными стратегиями и технологиями работы по написанию авторского текста помогает им обогащать репертуар их деятельности, совершенствовать компетенции в письменной речи.
Процесс работы по написанию собственного текста может быть разделен на этапы:
Знакомство с заданием, которое определяет жанр будущего текста (сказка, стихи, репортаж и т.п.).
Планирование текста с ориентацией на реального или фиктивного читателя/адресата; сбор ассоциаций, имеющихся знаний по проблеме/теме; формулирование аргументов «за» и «против»; сбор языкового материала для оформления собственных высказываний.
Материалы по педагогике:
Управление образовательными системами
Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установ ...
Особенности использования игры в процессе
проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...
Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...