Профессиональные деструкции нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость. В ряду факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно выделить следующие:
1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Все эти факторы на развитие профессиональных деструкций воздействуют в совокупности, но решающую роль играют субъективные факторы.
Профессиональными деструкциями педагога являются:
авторитарность (авторитарный стиль работы; использование распоряжений, рекомендации, указаний; завышенная самооценка своего профессионализма);
демонстративность (демонстрация своего превосходства и чрезмерная эмоциональность как способы самоутверждения на фоне класса);
дидактичность (использование шаблонных способов передачи знаний и опыта; монологичность и склонность к нравоучениям);
доминантность (превышение властных функций; нетерпимость к недостаткам учащихся; требовательность и безаппеляционность);
педагогическая индифферентность (проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жёсткости, игнорирование индивидуальных особенностей учеников; негативное восприятие педагогической профессии);
педагогический консерватизм (предубеждение против инноваций; приверженность традиционным методам обучения и способам осуществления педагогической деятельности);
педагогическая агрессия (пристрастное отношение к неуспевающим ученикам; склонность к оскорбительным замечаниям, насмешкам и занижению оценок);
поведенческий трансфер (проявление эмоциональных реакций и поведения, свойственных учащимся);
ролевой экспансионизм (погружённость в педагогическую профессию; фиксация на собственных проблемах; преувеличение значения учебного предмета; ролевое поведение вне школы);
эмоциональное сгорание (состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое порождает негативное отношение к учащимся, безразличное к ним отношение; слабая эмоциональная включенность в деятельность и общение);
педагогический стереотип (стереотипное или типичное восприятие учащихся и оценка их знаний; предвзятое отношение; упрощение педагогических ситуаций на основе прошлого опыта).
Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся структуры личности в процессе профессионального труда.
Деструкция имеет свои проявления:
- отрицательное самоотношение;
- негативное отношение к обучающимся;
- негативное отношение к педагогической деятельности;
- снижение работоспособности;
- потеря интереса к своей работе (рутина и бесполезная трудовая повинность);
- проблемы в личной жизни.
А.К. Марковой одной из тенденций профессиональных деструкций выделено появление деформаций личности (в частности, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).
Профессиональные деформации, наиболее изученный вид профессиональных деструкций, по мнению многих авторов Э.Ф.Зеер, Э.Э. Сыманюк, Р.М. Грановская, С.П. Безносов, Л.М.Митина), проявляется, в первую очередь, в профессиональной среде типа «человек-человек». Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией. Мы согласны с мнением Л.М. Митиной отметившей, что «профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля».
Профессиональные деструкции, согласно определению Э.Ф. Зеера, это «это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса».
Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию. Психологическими детерминантами развития профессионально обусловленных деструкций являются конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления, профессиональная дезадаптация, а также стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация.
Материалы по педагогике:
Содержание работы по развитию словаря
На основе анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный словарь детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобща ...
Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...
Роль игры в коррекции фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. "Для ребят дошкольного возраста - писала Н.К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания". Такое же большое значение игре в жизни дошкол ...