Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Семейное воспитание учащихся старшей категории общеобразовательной школы » Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста

Страница 1

В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них.

Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их духовной, этической, моральной и нравственной близости. Однако необходимо учитывать, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами.

Считать ребенка таким, каким он должен быть. Соблюдение этого правила формирует так называемую «перспективу личностного развития ребенка». В связи с этим вполне уместно привести слова В.Гете: «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

Избегать «давящего молчания». Молчание, иногда в воспитательных целях сознательно удерживаемое родителями, вызывает у ребенка нарастающее и непереносимое неприятное чувство, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Ты этого заслужил своим поведением».

Признание внутреннего начала ребенка. Великое искусство делать детей другими состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим.

Использование «зависимости Парето» в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности.

«Попадание впросак». Непослушный ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем он понимает, что сам «подставился» своим непослушанием), спешит скорее из нее выбратьс.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Рациональный подход к детям также требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поведения и отдельных поступков, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые устремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Рационально во внутрисемейных отношениях с детьми использовать педагогические возможности увлечений детей. Но этот путь предполагает и другое - привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: часть предметов и вещей, необходимых человеку для жизни, он должен уметь делать сам. Так у отца и сына обыкновенная кладовая комната становится столярной или слесарной мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. Уже по родителям можно узнать в детях будущих конструкторов, туристов, спортсменов, участников художественной самодеятельности, коллекционеров и т.д.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие дислалии
Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуков ...

Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...

Система упражнений с текстами, отобранными для формирования речевых умений
Любая система представляет собой, совокупность объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем порядке элементов (частей), какого-то целостного образования. Составными компонентами системы упражнений являются, как известно, группы, типы, виды упражнений и их расположение, соответствую ...

Навигация