По каждой дисциплине учебного плана указывают: суммарное количество часов по видам занятий (самостоятельная работа по усвоению материала, консультации), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа).
Предельно допустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебной нагрузки студента в год по отдельной дисциплине, количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ в семестр. В системе дистанционного образования повышается доля самостоятельной работы студента на всех курсах.
Современные средства доставки учебного материала, предварительная подготовка раздаваемого учебно-методического материала позволяют существенно повысить интенсивность усвоения знаний, приобретения необходимых навыков и умений. При заочной форме обучения по дистанционной технологии студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 50 часов в год.
Учебный план включает в себя:
1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;
3) трудоемкость их изучения;
4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:
1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;
2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;
3) краткое описание содержания изучаемых тем;
4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.
Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.
Программа обучения является основным документом, определяющим содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается кафедрами по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения, обсуждается на кафедре и утверждается первым проректором по учебной работе.
В программе обучения дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, а также методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей изучения данной дисциплины. Она должна соответствовать требованиям к подготовке кадров по конкретной специальности
Программа обучения является методическим документом, определяющим работу преподавателей и студентов по изучаемой дисциплине, пути совершенствования курса. Она составляется на основе программы дисциплины в целях более гибкого реагирования на изменения в науке и экономике, отражения передового опыта правовой работы, совершенствования форм, методов обучения и систематизации всей работы преподавателя по изучению данной дисциплины.
При разработке учебных планов и программ обучения возникает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения.
Существует три способа построения программ обучения: линейный, концентрический, спиралевидный. Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании в вузовских образовательных программах.
Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Поэтому этот способ неприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения на разных ступенях.
Материалы по педагогике:
Характеристика историографии профессионального образования в Башкирии
К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы ...
Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО
Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО. Непременным у ...
Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...