Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений.
В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании"обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы подготовки специалистов определяется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ГОС). ГОС, таким образом, является практически единственным нормативным документом, устанавливающим общие для всех вузов России цели и содержание высшего образования, в том числе обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников и т.п.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется в соответствии со ст.32 Закона "Об образовании" образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным образовательным учреждением самостоятельно.
Такие образовательные программы, как это следует из ст.29 Закона "Об образовании", должны учитывать региональные особенности подготовки специалистов, определяемые региональным компонентом ГОС.
Разработка и утверждение региональных компонентов ГОС входит в компетенцию субъектов Федерации РФ, однако содержание таких компонентов и порядок их введения в настоящее время не установлен.
Стратегической задачей государственной политики Российской Федерации в области образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Организация учебного процесса предусматривает:
- определение содержания и оптимального объема программного материала для обучения и воспитания студентов с учетом специфики специальностей;
- правильный подбор и расстановку профессорско-преподавательского состава, повышение его научной и педагогической квалификации;
- комплексное и целеустремленное планирование учебной работы по дисциплинам кафедр персонифицировано к каждому преподавателю и с учетом потребностей обучающихся;
- определение наиболее целесообразной методики обучения и воспитания студентов с ежегодным обсуждением эффективности ее применения;
- укрепление дисциплины и порядка;
- совершенствование системы управления учебным процессом с учетом современных достижений науки и техники, создание рациональной системы регламентированной информации.
Планирование учебного процесса осуществляется на основе взаимосвязи теории с практикой, согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов, обеспечения последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин.
Все это достигается в процессе разработки модели подготовки специалиста, составления учебного плана и иных учебно-методических материалов.
Реализация принципа согласования объема учебной информации с бюджетом времени студента завершается определением кафедрами времени на изучение каждой дисциплины по учебному плану и объему заданий на самостоятельную работу.
Реализация принципа последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин завершается разработкой кафедрами программ учебных дисциплин и предложений в расписании учебных занятий (консультаций, текущего и итогового контроля знаний).
Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает и принимает учебные планы по основным образовательным программам (Приложение 1). Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, визируется деканом факультета, первым проректором академии по учебной работе, утверждается решением Ученого Совета ВУЗа. Этим подчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовки студентов.
Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения.
Структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров. Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.
Материалы по педагогике:
Методические
особенности подготовки школьников в области информатики и информационных
технологий
В основу курса информатики и информационных технологий в 5 классе положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолж ...
Методика организации и проведения дидактических игр
и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, ра ...
Оригами и медицина
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышлен ...