Как известно, дисциплинарное построение учебного плана таит в себе некоторую опасность. Формирование у студентов независимых друг от друга предметных знаний затрудняет возможность пользоваться ими в дальнейшей познавательной и профессиональной деятельности, которая требует от специалистов умения комплексного, интегрального применения знаний, полученных при изучении дисциплин в процессе обучения в вузе.
В то же время, дисциплинарная структура содержания подготовки специалистов обладает и большими достоинствами. Она лучше, чем какая либо другая, позволяет формировать у студентов систему научных и профессиональных знаний и умений, полное представление о различных сторонах действительности.
Задача составления учебного плана формулируется следующим образом. Первоначально имеется объем дисциплин, превышающий временной объем учебного плана при допустимой интенсивности изучения. Составить учебный план – это значит выбрать из всего объема дисциплин наиболее важные для данной специальности и расположить их по семестрам оптимальным образом. При этом затраты времени на изучение всех дисциплин не должны превышать ресурса времени студента.
Все разделы исходных дисциплин информационно связаны между собой, т. е. последующие разделы (потомки) используют информацию из ранее изученных (предков). На множестве всех разделов имеем граф содержательных связей, причем каждой дуге графа можно поставить в соответствие коэффициент, показывающий тесноту связи между разделами. Каждый раздел можно охарактеризовать двумя коэффициентами: значимость для профессиональной подготовки и значимость для изучения информационно связанных с ним потомков.
Все вышеуказанные коэффициенты определяются при помощи метода экспертных оценок. Для составления учебного плана используется критерий, одновременно максимизирующий суммарную обобщенную значимость разделов и минимизирующий временную величину разрывов между разделами с учетом каникул и тесноты связи. При этом, если при составлении плана допускается нарушение некоторых ограничений, то эти нарушения должны быть включены в критерий. Составление учебного плана осуществляется на современных ПЭВМ методом динамического программирования.
Формирование расписания осуществляют в два этапа: на первом этапе в автоматизированном режиме формируется обезличенное расписание учебных занятий с использованием генетического алгоритма, программа "АВРО-БУС: Автоматическое составление расписания" предназначена для автоматизации составления расписания учебных занятий в высших учебных заведениях; на втором этапе, с целью оптимизации организации труда преподавателей и использования уникального индивидуального педагогического и методического опыта преподавателей, в обезличенном расписании расставляют наименования дисциплин и виды занятий с учетом пожеланий преподавателей. Для формирования расписания разработаны алгоритмы и программное обеспечение, позволяющие составлять расписание учебных занятий в вузе на семестр по стандартной неделе или разделением на четные и нечетные недели с заданным критерием оптимальности качества расписания учебных занятий.
Процесс оптимального планирования учебного процесса включает обязательные процедуры анализа, систематизации, унификации, оптимизации информационных потоков, форм учебно-методических документов и процессов по их обработке с завершающей процедурой - автоматизацией основных операций с использованием комплексной информационной системы управления учебным заведением - КИС УЗ.
Материалы по педагогике:
Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности. Социально-п ...
Создание и развитие системы начального музыкального образования
Принципиально новые задачи в области обучения и просвещения, возникшие после Октябрьской революции, и коренные изменения в системе общего образования, в направленности и методах обучения и воспитания сказались, естественно, на работе музыкальной школы. В полной мере открыть доступ трудящимся к музы ...
Анализ опытно-экспериментальной работы
Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной п ...