Такой подход в планировании позволил снизить номенклатуру документов, циркулирующих в учебном процессе, устранить дублирование информации, повысить информационную емкость документов, освободить от рутинной технической работы персонал кафедр, деканатов и учебной части, занятых в планировании учебного процесса, уменьшить число условных операций в технологии планирования, повысить качество планирования учебного процесса при одновременном снижении трудоемкости процесса планирования.
Все процедуры подсистемы планирования учебного процесса в вузе реализуются обычно в среде программирования Delphi 5 и поддерживают работу с распределенными базами данных с помощью сетевых технологий.
В процессе функционирования подсистемы планирования учебного процесса в автоматизированном режиме формируются следующие выходные документы:
- учебный план по специальности;
- приложение к учебному плану с полным расчетом годовой учебной работы по дисциплинам учебного плана, суммарной величиной учебной работы по специальности и величины учебной работы, приходящейся на одного студента;
- сводный график учебного процесса по факультетам и в целом по вузу;
- сетка часов кафедры по семестрам с указанием видов и объема учебной работы по закрепленным дисциплинам;
- документы для составления расписания учебных занятий: сетки часов по специальностям,
- сводные данные о потребности в аудиториях различного назначения;
- заготовка приложения к диплому о высшем образовании;
- расписание учебных занятий и экзаменов.
Все это позволяет снизить затраты при планировании учебного процесса, упростить технологию планирования, повысить управляемость учебного процесса и соответственно повысить качество планирования учебного процесса в вузе.
Для оценки эффективности проводимого комплекса мероприятий по улучшению планирования учебного процесса в вузе определяется мультипликативный критерий оптимального планирования учебного процесса.
Коп = Ктр х Кэс·х Кур
где Ктр - критерий степени выполнения заданных образовательно-профессиональной программой требований;
Кэс - критерий загруженности студентов учебным временем;
Кур - критерий оптимального качества семестрового расписания учебных занятий.
Вхождение России в мировое образовательное пространство, подготовка конкурентно способных кадров в любой области человеческой деятельности ставит педагогов перед необходимостью по-новому взглянуть на проблемы высшего профессионального образования. Основной задачей системы высшего профессионального образования является удовлетворение потребностей общества в специалистах нужного профиля. При этом очевидно, выпускаемые специалисты, по многим причинам, могут иметь различное качество подготовки. Одним из многочисленных факторов, влияющих на то, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям, является разумное планирование учебного процесса.
Планирование учебного процесса должно обеспечить полное и точное выполнение планов и программ, правильную методическую последовательность изучения материалов по соответствующему курсу, наиболее целесообразное и рациональное использование учебно-методической базы. Улучшение планирования учебного процесса решается посредством введения автоматизации составления учебных планов вузов.
Начиная с середины 70-х годов у нас в стране выполнено большое количество работ, направленных на автоматизацию планирования учебного процесса. Однако на сегодняшний день ни одна из работ не закончилась значимым практическим результатом. Основная причина такого положения заключается в том, что до сих пор не сформулирована концепция автоматизации управления учебным процессом.
Материалы по педагогике:
Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...
Наблюдение за тренировочными занятиями боксеров и последующим
собеседованием с тренерами
Цель наблюдения и собеседования: определение доли и причин использования репродуктивных и продуктивных методов обучения спортивным движениям. Проведение наблюдения и собеседования. Наблюдение за занятиями по боксу под руководством тренеров ФИО и ФИО проводилось в СК «?» г. ? в течение последней нед ...
Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...