Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности.

Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При этом, всемерно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное её восприятие.

Предпосылки для развития музыкального восприятия имеются уже у учащихся начальной школы. При этом у младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Характерная черта этого возраста – эмоциональная отзывчивость на непосредственные впечатления. Специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям младшего школьника. Это определяет педагогический потенциал и значимость музыкального воспитания в начальной школе.

Первый шаг в процессе музыкального воспитания младших школьников – развитие музыкального восприятия, поскольку настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить на уроке песню, её сначала необходимо прослушать. Затем, исполняя её, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания и т.д.

Успешное развитие музыкального восприятия обусловливается наличием достаточного слушательского опыта, своеобразного информационного багажа. Так музыкальное восприятие взрослого человека отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить музыкальное произведение. В то же время уже в младшем школьном возрасте, при определённой деятельности, у детей можно наблюдать значительные успехи в развитии музыкального восприятия в сравнении с теми детьми, с кем работа по развитию восприятия целенаправленно не проводится.

«Именно в начальной школе формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Музыкальные знания, умения и навыки являются одними из средств её формирования. Но так как формирование опыта складывается под влиянием большого числа личностных качеств, как объективных (возраст, пол, национальность), так и субъективных (профессия, образование, воспитание и т. д.), то высокая способность к восприятию музыкального произведения не находится в прямой зависимости от возраста. Здесь большое значение имеет воспитание, уровень духовной культуры человека. Если человек вырос в немузыкальной среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьёзной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в нём чувствам с детских лет. Таким образом, развитие восприимчивости музыкальных произведений является следствием целенаправленного воспитания, подчиняющегося на различных возрастных этапах общим закономерностям. Вопрос заключается в том, что превалирует в сфере интересов и жизненных ассоциаций ребёнка на той или иной возрастной ступени. Музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, имеет избыточную содержательную наполненность, которая может раскрыться в различных временах и различных условиях по-разному, разнообразно высветиться при встрече с человеческой индивидуальностью.

Говоря о музыкальном восприятии у ребенка именно младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие, характеризующие его черты:

1. Преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями;

2. Единый и неделимый характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки);

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...

Значение методической работы в дошкольном учреждении
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения. Бесспорным достоинством является то, что вариативность соврем ...

Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде
Имея широкую сеть детских музыкальных школ, два средних учебных заведения, дающих музыкальное образование, город Белгород не имел долгое время высшего музыкально-образовательного учреждения. Получить высшее музыкальное образование можно было лишь покинув пределы города. Студенты из г.Белгорода обуч ...

Навигация