Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности.
Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При этом, всемерно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное её восприятие.
Предпосылки для развития музыкального восприятия имеются уже у учащихся начальной школы. При этом у младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Характерная черта этого возраста – эмоциональная отзывчивость на непосредственные впечатления. Специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям младшего школьника. Это определяет педагогический потенциал и значимость музыкального воспитания в начальной школе.
Первый шаг в процессе музыкального воспитания младших школьников – развитие музыкального восприятия, поскольку настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить на уроке песню, её сначала необходимо прослушать. Затем, исполняя её, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания и т.д.
Успешное развитие музыкального восприятия обусловливается наличием достаточного слушательского опыта, своеобразного информационного багажа. Так музыкальное восприятие взрослого человека отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить музыкальное произведение. В то же время уже в младшем школьном возрасте, при определённой деятельности, у детей можно наблюдать значительные успехи в развитии музыкального восприятия в сравнении с теми детьми, с кем работа по развитию восприятия целенаправленно не проводится.
«Именно в начальной школе формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Музыкальные знания, умения и навыки являются одними из средств её формирования. Но так как формирование опыта складывается под влиянием большого числа личностных качеств, как объективных (возраст, пол, национальность), так и субъективных (профессия, образование, воспитание и т. д.), то высокая способность к восприятию музыкального произведения не находится в прямой зависимости от возраста. Здесь большое значение имеет воспитание, уровень духовной культуры человека. Если человек вырос в немузыкальной среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьёзной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в нём чувствам с детских лет. Таким образом, развитие восприимчивости музыкальных произведений является следствием целенаправленного воспитания, подчиняющегося на различных возрастных этапах общим закономерностям. Вопрос заключается в том, что превалирует в сфере интересов и жизненных ассоциаций ребёнка на той или иной возрастной ступени. Музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, имеет избыточную содержательную наполненность, которая может раскрыться в различных временах и различных условиях по-разному, разнообразно высветиться при встрече с человеческой индивидуальностью.
Говоря о музыкальном восприятии у ребенка именно младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие, характеризующие его черты:
1. Преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями;
2. Единый и неделимый характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки);
Материалы по педагогике:
Исследование методов и средств, используемых учителем по формированию
знаний по физической культуре у школьников
Организация исследования проходила на базе МКОУ НОШ с. Ленинское, в период с 31 января 2012 года по 17 марта 2012 года. Участие принимали школьники 4А и 4Б классов, общее количество респондентов – 12 человек. Для исследования средств и методов по формированию системы знаний в сфере физической культ ...
Классификация жанров детского фольклора
Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фоль ...
Обучение методам построения алгоритмов
Главной целью раздела алгоритмизации является овладение учащимися структурной методикой построения алгоритмов. Традиционно применяемым дидактическим средством в этом разделе являются учебные исполнители алгоритмов. Главным достоинством учебных исполнителей является: ясность для ученика решаемых зад ...