Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. На современном этапе развития общества эстетическое воспитание детей стало жизненной необходимостью. В этой связи нельзя поставить под сомнение неоценимую роль искусства, в частности музыки, в воспитании подрастающего поколения. Именно музыка помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. В свою очередь взаимодействие музыки с другими видами искусств заключает в себе еще бо́льшие возможности в развитии личности, так как музыка сама по себе никогда не развивалась изолированно от всей художественной культуры.
Доступность музыкальной деятельности, восприятие её уже с первых дней жизни ребёнка, позволяет начать музыкальное воспитание с раннего детства. Отсюда следует, что восприятие предшествует и способствует музыкальному развитию ребенка в целом, являясь первичным ведущим видом музыкальной деятельности.
Актуальность выбранной нами темы обоснована тем, что сегодня, на наш взгляд, стала особенно очевидной недостаточная разработанность методик, приёмов развития музыкального восприятия. Прогрессивные системы музыкального обучения последних десятилетий показывают необходимость поисков новых подходов к музыкальному воспитанию детей.
Анализ музыкально-педагогической литературы показал недостаточную разработанность данной проблемы и ограниченный материал, связанный с методикой развития музыкального восприятия у младших школьников.
Перечисленное выше указывает на актуальность проблемы, состоящую в развитии музыкального восприятия у младших школьников средствами интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла, и обуславливает выбор темы дипломной работы: «Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств».
Цель исследования
– теоретически обосновать и практически проверить методику, направленную на развитие музыкального восприятия на основе интеграции искусств.
Объект исследования
– процесс музыкального воспитания младших школьников, основанный на интеграции искусств.
Предмет исследования
– развитие музыкального восприятия у младших школьников.
Гипотеза исследования
– эффективному развитию музыкального восприятия у младших школьников будет способствовать использование в образовательном процессе интеграции искусств.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач
исследования:
- на основе исследования психолого-педагогической литературы дать определение понятию «восприятие»;
- дать характеристику процессу музыкального восприятия;
- изучить специфику музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста;
- дать характеристику интеграция искусств как фактору комплексного обучения;
- изучить значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла;
- теоретически и практически обосновать влияние интеграции искусств на развитие восприятия у младших школьников.
Для подтверждения нашей гипотезы использовались следующие методы
исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Наблюдение;
3. Беседа;
4. Сравнение;
5. Анкетирование;
6. Опрос;
7. Анализ музыкально-творческой деятельности младших школьников;
8. Педагогический эксперимент.
Методологической основой
нашего исследования являются концепции Л.Ф. Обуховой о психическом развитии детей младшего школьного возраста; Л.С. Выготского о восприятии и его развитии в детском возрасте; Б.М. Теплова о психологии музыкального восприятия, Г.М. Цыпина о психологии музыкальной деятельности; исследования В.В. Ванслова, С.В. Громаковой, Н.А. Терентьевой, посвящённые комплексному освоению различных видов искусств; Д.Б. Кабалевского о формах и приёмах активизации музыкального восприятия школьников, Б.В. Асафьева о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки; исследования отечественных педагогов-музыкантов по проблемам музыкального воспитания и образования Ю.Б. Алиева, Н.М. Черноиваненко, Р.С. Ригиной.
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования явились два четвёртых класса СОШ № 10 г. Нефтеюганска.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Первая глава – «Теоретические аспекты проблемы музыкального восприятия» посвящена анализу понятия «восприятие» в современной педагогике и психологии, характеристике процесса музыкального восприятия, а также в первой главе рассмотрена специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Методологические аспекты развития музыкального восприятия в условиях интеграции искусств» интеграция искусств рассматривается как фактор комплексного обучения, раскрывается значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла, а также анализируется роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия.
Третья глава
– практическая. В ней освещаются:
- данные, полученные в результате двух диагностических срезов, проводимых в начале эксперимента и на его завершающем этапе;
- методика, основанная на интеграции искусств и направленная на развитие музыкального восприятия у младших школьников.
Материалы по педагогике:
Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со
стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...
Изучение системы развивающего обучения на основе работ
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...
Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...