Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра:
1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;
2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;
способность ученика к анализу художественного образа произведения в контексте интеграции искусств.
Диагностика уровня развитости музыкального восприятия у учащихся младших классов осуществлялась в индивидуальной и групповой форме.
Ученикам предлагалось выполнить следующие задания:
1. Тестовое задание, помогающее раскрыть детям образное содержание музыкального произведения.
2. Задание «Сопоставь произведения искусства», предполагающее поиск сходства и различия между музыкальным произведением, художественной картиной и литературным произведением.
3. Задание «Нарисуй музыку», подразумевающее определение умения воспроизведения, интерпретации предлагаемого слухового образа средствами других видов искусства – в частности живописи.
В ходе констатирующего этапа нами было предложено учащимся следующее тестовое задание –
прослушать пьесу «Утро» Э. Грига, затем ответить на следующие вопросы:
1. Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
2. Какими, в каком образе, вы себя чувствовали, когда звучала эта музыка?
3. Где бы эта музыка могла звучать в жизни, с кем бы вы хотели ее слушать?
4. Что, по вашему мнению, переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
5. Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда, при каких обстоятельствах?
6. Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Для анализа результатов задания были разработаны следующие критерии оценок:
Высокий уровень: оригинальные, нестереотипные ответы ребенка на все предложенные вопросы, яркие образные ассоциации, эмоциональность, активность в ведении диалога.
Средний уровень: ответы на вопросы неполные, сдержанные в образных характеристиках, эмоции не ярко выражены, затруднение в ответах на менее половины вопросов.
Низкий уровень: ответы не содержательны, образность в ответах отсутствует, ребенок неохотно идет на контакт с педагогом, эмоционально зажат, затрудняется ответить на бо́льшую часть предложенных вопросов.
Результаты диагностики уровня объёма интонационно-образного словаря экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ), были приведены в таблице №1.
Таблица №1
Диагностика уровня объёма интонационно-образного словаря учащихся на начальном этапе эксперимента
Уровень развития |
ЭГ (n=26) |
КГ (n=26) | ||
Число реципиентов |
% |
Число испытуемых |
% | |
высокий |
6 |
23 |
6 |
23 |
средний |
9 |
35 |
12 |
46 |
низкий |
11 |
42 |
8 |
31 |
Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 35%, и низкому – 42%.
Диагностирование детей контрольной группы показало, что высокому уровню соответствовало 23%, среднему – 46% и низкому – 31% детей.
Материалы по педагогике:
Двигательная активность - средство полноценного
развития и подготовки детей
Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различ ...
Создание и развитие системы среднего музыкального образования в г. Белгороде
Система среднего музыкального образования в г.Белгороде представлена двумя учебными заведениями: Белгородским музыкальным училищем им. С.А.Дегтярева и Белгородским колледжем культуры искусств. Толчком для развития среднего музыкального образования был 1954 год, когда Белгород становится областным ц ...
Возможности использования интерактивной доски в начальной
школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...