Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел.
Целью
методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств.
Задачи:
1. Обучающая – учить пониманию языка музыки посредством изучения различных видов искусства, их взаимосвязи.
2. Развивающая – введение учащихся в мир музыкального искусства, эмоционально и образно связанного с миром других видов искусства.
3. Воспитательная – развитие интереса к музыкальному, изобразительному, литературному искусствам, воспитание художественного вкуса.
В младшем школьном возрасте ребенок стремится заниматься одновременно несколькими видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным. Именно поэтому приобретение детьми умений и навыков художественно-творческой деятельности целесообразнее осуществлять в рамках интегрирования школьных предметов на материале такой предметной области, как музыка.
Основными принципами
методики являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – художника – писателя, «тождество и контраст», интонационность, образность произведений искусства.
При подборе методов и приёмов работы с младшими школьниками мы учитывали то, что любой, даже сложный материал, легко усваивается через игровые формы обучения. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.
Помимо этого, восприятие музыки у детей активизируется в процессе размышления о музыке, в импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.
Урок музыки
по данной методике трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея интеграции искусств.
Развитию музыкального восприятия у детей способствует овладение спецификой музыкально-драматической деятельности на всех этапах ее освоения. Например, этапы перенесения художественного образа в слово, в рисунок, в поделку или перевода внутреннего идеального видения во внешние черты персонажа требуют гибкости воображения в различных видах художественно-эстетического воспитания при создании словесного, изобразительного, сценического, а в целом единого художественного образа героя.
Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более – адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.
Поэтому на начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом изучаемого произведения искусства. Удачно найденное слово способно создать нужную установку, пробудить чувства и настроить личностную мотивацию к восприятию-познанию.
При работе над произведением необходимо сформировать у учащихся представление о том, что образ-характер раскрывается не в отдельных линиях, звуках, действиях, а в их цепи, логике, в динамике их взаимодействия. Это становится возможным при обращении внимания детей на взаимосвязь разных форм образных воплощений (слово, движение, звук, рисунок и т.п.).
Материалы по педагогике:
Образование как социокультурный феномен и
педагогический процесс
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процес ...
Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...
Создание и развитие системы начального музыкального образования в
г.Белгороде
С малых лет следует приучать ребенка усваивать красоту звука. Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение, его необходимо приобщать к музыкальной культуре, чтобы музыка стала его эстетической потребностью. Но сейчас музыка звучит разная, очень много музыки некачественной. Разобраться в ней пом ...