Педагогически эффективным на этапе формирующего эксперимента оказалось применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий, разных типов занятий, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности (игровое, песенное, танцевальное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, основы актёрского мастерства, основные принципы драматизации). Все это при ведущей роли музыки способствовало эмоциональной увлеченности детей различными видами искусства и осознанности их восприятия, что в свою очередь способствовало развитию художественно-образного мышления.
Ниже предлагается примерный календарно-тематический план проведения уроков музыки по разработанной нами методике.
№ |
Тема урока |
Цели и задачи |
Используемый материал |
1 |
«Цирк! Цирк! Цирк». |
- Познакомить детей с цирковым искусством; - развивать умение распознавать образы в музыке; - развивать композиционное умение; - познакомить с цирковыми персонажами. |
Музыкальный ряд: музыка из кинофильма «Цирк» И.О. Дунаевский, Д.Б. Кабалевский «Клоуны». Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре»; цирковые афиши, презентация «Герои цирка». Литературный ряд: стихи В. Приходько о цирке. |
2 |
«Поздравительная открытка» |
- Познакомить с историей возникновения и особенностями эволюции открыток; - развивать умение подбора соответствующих средств выразительности в изобразительном искусстве к музыкальному произведению; - формировать творческое умение создания собственной открытки. |
Исторический ряд: из истории поздравительной открытки. Музыкальный ряд: «Мамина песенка» Филипенко. Зрительный ряд: открытки. Художественный труд: создание собственной открытки путем аппликации. |
3 |
«Осень в искусстве» |
- Создать единое представление об осени; - развивать умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания; - овладение художественными образами, выразительными средствами языка; - формирование глубокого уважения к природе. |
Лирика: А. С. Пушкин «Унылая пора», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», М. Исаковский «Попрощаться с тёплым летом» Репродукции картин: И. Левитан «Осень золотая», «Осень в сокольниках», К. Коровин «Осень. Девушка в саду», В. Серов «Октябрь»; Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский «Октябрь» Практическая работа: рисунок на тему «Осень» |
4 |
«Богатырская тема в русском искусстве» |
- Знакомство с богатырской силой Руси; - развивать творческие способности; - познакомить с творчеством А. Бородина, В. Васнецова; - развивать умение сопоставлять богатырские образы в живописи, музыке и литературе. |
Литературный ряд: Фрагмент из былины «Илья Муромец и Святогор», А.С. Пушкин. Фрагмент из поэмы «Руслан и Людмила». Музыкальный ряд: А. Бородин. Симфония №2, 1 часть, экспозиция. Зрительный ряд: Картина «Богатыри» В. М. Васнецов. |
5 |
«Композитор и художник в театре» |
- Определить роль композитора и театрального художника в создании спектакля; развитие информационной культуры, творческой фантазии, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; - выполнение эскиза декорации. |
Зрительный ряд: Н. Гончарова эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков фрагменты из оперы «Золотой петушок». Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке». |
6 |
«Путешествие в эпоху барокко» |
- Познакомить учащихся с искусством барокко; - сформировать у учащихся целостное представление об эпохе через музыкальные произведения А. Вивальди, архитектурные строения того времени, художественные картины, предметы. |
Зрительный ряд: символы-предметы конца 17 века (веера, мушки, платья и др.), фотографии образцов архитектуры русского барокко; Караваджо «Лютнист», скульптура Дж. Л. Бернини «Дафна и Аполлон». Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года»; Литературный ряд: С. Полоцкий «Стихи к осудару царевичу», Л. Марченко «Времена года». |
7 |
«В гостях у народных умельцев» |
- Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку; - показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству; - познакомить со сказом о Хохломе. |
Зрительный ряд: готовые изделия хохломской росписи, заготовки под роспись. Знакомство с музыкальными инструментами: трещотка, балалайка, гармошка, свирель, бубен, дудочка, ложки. Литература: сказ о Хохломе. |
8 |
«Культура народов Севера» |
- Знакомство с культурой народов Севера; знакомство с музыкальными инструментами народов севера; - изучение особенностей орнаментального оформления одежды; - особенности музыкального народного творчества; |
Зрительный ряд: иллюстрации орнаментов, эскизы одежды. Литературный ряд: поэтическое творчество А. Тарханова Музыкальный ряд: звучание санквылтапа, аудиозапись тумрана. Выполнение аппликации: хантыйские орнаменты. |
Материалы по педагогике:
Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...
Закаливание солнцем
Производится посредством солнечных ванн, точнее, воздушно-солнечных, так как при этом на организм действуют оба этих фактора. В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воздействуют на развитие детского организма, улучшают дыхание и кровообращение, повыш ...
Понятие, цели, принципы игротехники
Многими психологами подчеркивались и выделялись два феномена игры: фантазии и поглощенность вымыслом. В игре как бы смешаны все возможные формы поведения в единый клубок, и именно поэтому игровые действия носят незавершенный характер. По мнению П.П Блонского., удовлетворительной теории игры пока не ...