Таким образом, дети смогли продемонстрировать свою способность понимать и применять на практике средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, темп, чувство формы) активно использовать возможности детских музыкальных инструментов, с целью передачи характера персонажа.
Также нами использовался метод полихудожественного уподобленияхарактеру музыки, что позволяло ребенку осознать семантику выразительных средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства в плане общности или различия выраженных в них настроений и, наоборот, сравнение картины с несколькими музыкальными произведениями, сопоставление музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, инсценировки, сопровождающиеся классической музыкой, творческие ритмопластические импровизации детей способствовали образованию синестезийных связей, полимодальных ассоциаций, углубляющих восприятие искусств.
Опыт работы показал, что необходимым условием развития музыкального восприятия у младших школьников на основе синтеза искусств является накопление интонационного-образного опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства, а также развитие эмоциональной отзывчивости. В процессе приобретения опыта восприятия музыкальных произведений эмоция выступает в роли первоначальной оценки.
Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное восприятии музыки. Уровень развитости музыкального восприятия может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, к более глубокому её познанию.
После проведения уроков по указанной методике была сделана повторная контрольная оценка уровня развитости музыкального восприятия у младших школьников. Диагностические задания были аналогичны констатирующему этапу.
Результаты повторной диагностики уровня объёма интонационно-образного словаря нашли отражение в таблице №5.
Таблица №5
Диагностика уровня объёма интонационно-образного словаря учащихся на заключительном этапе эксперимента
Уровень развития |
ЭГ (n=26) |
КГ (n=26) | ||
Кол-во реципиентов |
% |
Кол-во реципиентов |
% | |
высокий |
9 |
35 |
5 |
19 |
средний |
11 |
42 |
12 |
46 |
низкий |
6 |
23 |
9 |
35 |
Материалы по педагогике:
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и
проведении работ по слушанию музыки
Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыка ...
Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...
Условия и задачи обучения элементарному футболу
Занятие футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют ...