В Приложении №1 представлен конспект урока музыки по одной из тем календарно-тематического плана.
Для закрепления полученных знаний и умений детей в области музыки и изобразительного искусства, выявления реакций на изменение настроений, развития «интонационно-образного» словаря детей применяется цветовое уподобление.Этот прием, позволял усвоить и применить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме, что так же положительно сказалось на развитии восприятия музыки.
Учащимся предлагалось выполнить задание: определенный цвет (небольшие цветные карточки) связать с соответствующим настроением музыки. Для развития ассоциативного мышления у детей, мы использовали ряд заданий на сопоставление цвета – характеру музыкального произведения. Исследования Л. Н. Мироновой подтверждают, что: «Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называется – цветовые ассоциации, которые индивидуальны и накапливаются в процессе приобретения жизненного опыта».
Установлено, что степень адекватности цветового решения к музыкальному произведению может выступать в качестве показателя эмоциональной активности восприятия у детей.
Музыкально-цветовое восприятие у детей проявляется как спонтанная, объективная в зрительных и слуховых представлениях эмоциональная реакция, которая зависит от характера музыкального произведения.
Нами использовался прием «цвет-настроение», который позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто рисуют на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение.
В следующем задании детям предлагалось в мимике и жестах передать настроение, переданное в произведении искусства. С большим удовольствием ребята относились к выполнению задания, связанному с моторно-двигательным уподоблением
эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения).
Это побуждало детей к осознанию свойств музыкальной речи, передачи характера музыки в каждый момент ее звучания (размеренно выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и являлось наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной составляющей музыкального восприятия, музыкального мышления, воображения ребенка.
Также детям предлагалось выбирать музыкальные инструменты для оркестровки прослушанного произведения. Они меняли инструменты в соответствии с изменениями характера музыки, проявляя свое отношение к образу. На одном из занятий ребятам было предложено подобрать инструменты для оркестровки пьесы В. Мурадели «Волк». Детьми были выбраны: маракасы, бубны («так трава сухая шелестит под лапами волка»), ложки («волк зубами клацает»). Очерёдность звучания инструментов определилась следующая: отдалённый «шелест» маракасов усиливался («волк приближался») вступлением бубна и далее подхватывался «щелканьем» ложек («волк голодный и злой»), по мере удаления персонажа всё исполнялось в зеркальном порядке.
Материалы по педагогике:
Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...
Организация индивидуальной работы учителя с детьми
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...
Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по социализации детей с
нарушением слуха
Целью итогового этапа является в определении эффективности предложенных мероприятий для успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. Для реализации данной цели были использованы методики аналогичные констатирующему эксперименту. Так повторный срез оценки зн ...